«Вы, наверное, чувствуете, что за последние годы инвестиционный климат у нас меняется», — сказал во вступительном слове Дмитрий Медведев, но не уточнил, в какую сторону меняется. Впрочем, из дальнейших слов его следовало, что все же в лучшую (оказывается!). «Несколько лет назад иностранцы называли недостатки судебной системы в качестве причины, почему они не хотят вкладывать деньги. Но сейчас упреки в адрес правосудия звучат реже. Критике подвергаются лишь отдельные решения».
Ну, например, приговор по второму делу Ходорковского. Чем не «отдельное решение»?
В качестве одного из шагов по совершенствованию судебной системы глава государства назвал создание Патентного суда. Правда, дело с его созданием не продвигается вообще. Медведев возложил вину на правительство: «Я эту идею сформулировал не для того, чтобы правительство упражнялось в юридическом остроумии. Если правительство не в состоянии подготовить этот закон, я сам его внесу. Мы обсудим, в какие сроки суд можно было бы ввести». Позже глава Высшего арбитражного суда (ВАС) Антон Иванов пояснил журналистам, что проволочки с Патентным судом связаны с финансовой стороной вопроса — якобы нет денег. По подсчетам ВАС, на создание Патентного суда требуется порядка 2 млрд. рублей: «Но это не такая большая сумма на фоне тех инвестиций, которые делаются», — считает Иванов. Одним из мест, где мог бы разместиться новый суд, является Сколково…
Также глава ВАС рассказал, какие предложения звучали на встрече. Например, если суд решил не привлекать предпринимателя к административной ответственности, то соответствующие административные органы уже не могут обжаловать это решение. Или еще: чтобы ослабить влияние местных органов власти на принятие судебных решений, участники совещания предложили закрепить норму о возможности переноса апелляции из суда одного региона в суд другого.
Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев рассказал еще об одной инициативе, которая касается граждан, привлекаемых за экономические преступления. Если подсудимый «осознал неправомерность совершенных действий» и возместил нанесенный ущерб, то суд может прекратить такое дело. Сейчас признание вины и возмещение ущерба является основанием лишь для снижения сроков наказания.
Станут ли вышеописанные идеи законопроектами и будут ли они приняты, пока неизвестно.