Участие в слушаниях принял директор ФМС России Константин Ромодановский. Он выразил опасение, что внутренних трудовых резервов стране уже скоро будет недостаточно: «Если сейчас мы не примем действенных мер в области миграции, в частности, не усовершенствуем институт натурализации, реализацию программ добровольного переселения соотечественников, то население страны из года в год будет уменьшаться». И экономика в полной мере уже не сможет «удовлетворяться за счет национальных трудовых ресурсов».
Ромодановский рассказал и о возможности ввести в России балльную систему отбора при получении вида на жительство. «Эта система является прозрачной и доступной. Каждый иностранец вправе самостоятельно оценить свое соответствие предлагаемым критериям и определить возможную вероятность набора необходимого количества баллов», — пояснил он. Критериев, по которым можно будет оценивать будущего мигранта, множество: возраст, образование, профессиональная подготовка, способность к адаптации. По мнению Ромодановского, так будет легче находить тех, в ком Россия действительно заинтересована, и выдавать вид на жительство именно им. Кстати, чуть позже г-н Ромодановский изложил журналистам свою точку зрения на мультикультурализм: «Если стимулировать различия, это путь в никуда. Политика интеграции — это другая вещь, мы должны стимулировать стирание различий... В обществе люди должны жить по единым правилам».
В то же время ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов обратил внимание на то, что сейчас сокращаются возможности России по получению мигрантов, владеющих русским языком и находящихся в одной с нами культуре. «Привлекательные для России миграционные потоки, как потоки соотечественников, практически подошли к концу. Еще несколько сотен тысяч мы получим, но мы уже не получим миллион. Украина, Молдова — переориентировались на Запад: украинцы сейчас в Испанию все уезжают», — заявил он.
Однако нашлись и те, кто увидел явные недоработки предлагаемой балльной системы. Например, член Общественного совета при ФМС РФ Лидия Графова считает, что если возраст станет одним из главных условий, то многие русские, «посланные правительством и застрявшие в том же Туркменистане», уже не смогут пройти по этой балльной системе. «Надо менять жизнь, иначе никто к нам не поедет. Где мы возьмем мигрантов? На заседании правительственной комиссии произносилось, что мы будем массово принимать людей из Индии и Бангладеш. Но разве массово они поедут? Им холодно у нас! И как же мы индийцам русский-то язык вообще быстро преподадим?» — негодовала она.