Независимое расследование, предпринятое Советом по правам человека, продолжалось больше года. Оно шло по трем направлениям. Общественная наблюдательная комиссия (ОНК) под руководством правозащитника Валерия Борщева расследовала условия содержания Магнитского в следственных изоляторах и обнаружила, что он подвергался бесчеловечному обращению и не получал своевременной медицинской помощи.
Независимый экспертно-правовой центр (НЭПС) изучил все документы, связанные с делом Магнитского, и дал им правовую оценку, выявив множество судебных и следственных нарушений.
Антикоррупционные правозащитные организации — Национальный антикоррупционный комитет и “Трансперенси Интернэшнл Россия” — изучили уголовные дела, связанные со смертью Сергея Магнитского, и выстроили хронологическую последовательность событий, которая ясно указывает на присутствующую в них коррупционную составляющую.
При подготовке доклада президенту правозащитники анализировали документы, имеющиеся в открытом доступе, беседовали с причастными к истории Магнитского людьми, общались со следствием, делали запросы, получали ответы из Следственного комитета при прокуратуре и изучали весь массив правовой информации, в том числе материалы по делу компании Hermitage, которые хранились у адвокатов.
“Мы исследовали три абсолютно разных преступления — налоговое (то, в котором Магнитский обвинил сотрудников МВД), экономическое (то, в котором сотрудники МВД обвинили Магнитского) и уголовное (открытое в связи со смертью Магнитского), — рассказала “МК” Елена Панфилова, руководитель “Трансперенси Интернэшнл”. — Во всех этих делах фигурируют одни и те же следователи и сотрудники МВД, поэтому мы рассматривали эти дела не отдельно, а вместе. Длинная хронологическая таблица, которую мы составили, показывает, как из одного дела в другое перетекают одни и те же сотрудники МВД и как возникают документы на арест Магнитского, подписанные теми же самыми сотрудниками, на которых за две недели до этого он дал показания, обвинив в хищении и налоговом преступлении. Это прямое свидетельство конфликта интересов, который лежал в основе ареста Магнитского”.
По мнению Панфиловой, ценность независимого расследования, которое будет сегодня передано президенту, в том, что оно смотрит на всю трагическую историю Магнитского в совокупности и показывает те ее темные места, которые не расследуются. “Это дорожная карта, которая показывает: вот эта часть истории расследована. А вот здесь дыра, которую официальное расследование не принимает во внимание”.
Замалчивание обстоятельств и фактов, требующих расследования, по мнению правозащитников, объясняется фантастической суммой — 230 млн. долларов, — в хищении которой из госбюджета Сергей Магнитский и другие юристы компании Hermitage обвинили сотрудников МВД и налоговиков.
“230 млн. долларов — бюджет приличного города, — считает Панфилова. — Поэтому я не удивлюсь, если “дыры” истории Магнитского, названные в докладе, так и останутся “дырами” даже в том случае, если президент потребует их расследовать”.
P. S. В декабре 2010 г. Европейский парламент проголосовал за резолюцию, призывающую запретить въезд в страны ЕС российским должностным лицам, имеющим отношение к делу Сергея Магнитского. Вчера депутаты парламента Нидерландов проголосовали единогласно за резолюцию о введении в их отношении визовых и экономических санкций.
Матералы по теме: