Ну про преданность не будем, если только это слово не производное от “предательства”: с признанием Абхазии и Южной Осетии Белоруссия до сих пор не торопится. Остановимся поподробнее на обидах. У нашего союзника Александра Григорьевича как-то так всегда выходит, что самое обидное для него — платить по счетам. Какой конфликт ни возьми — будь то газовый, будь то нефтяные пошлины, будь то молочный, будь то кредитный, — он всегда завязан на деньги. То с Батьки слишком много за газ и нефть просят, то оплаты долгов требуют, то кредитов мало выдают.
Вообще-то в социуме если человек долги не отдает, то обижаются на него. Но между государствами действуют мотивы иного порядка. Тут вмешивается политика, геополитика и просто идеология. И согласно этим трем составляющим принято считать, что Белоруссия для России — очень важная страна. Настолько, что ради нее можно простить все: и невыплату долгов, и наскоки мирового сообщества за поддержку “последнего диктатора”, и даже собственные обиды от оскорблений, коими белорусский правитель осыпает своих союзников, не выбирая выражений.
Белоруссия нам действительно близка и важна. Но простите… При чем тут Лукашенко? Кто сказал, что без него мы навсегда потеряем нашу синеокую соседку? А мне так кажется, что напротив — чем дольше в Белоруссии сидит Лукашенко, тем дальше эта страна уходит от России. “Фашистами” и “отморозками” наше правительство называли не строптивые Молдавия и Украина, а союзник Лукашенко. Создание КСОР срывали не проблемные Узбекистан и Киргизия, а “верный друг” Александр Григорьевич. И Таможенный союз в качестве хорошего предлога для шантажа придумал использовать именно он. Он настраивает против России собственных пенсионеров, объясняя им, что во всех экономических бедах страны виновата жадная российская власть, которая пытается что-то там “захапать” и кого-то “нагнуть”. Он настраивает против “верных партнеров” белорусскую молодежь, рассказывая, как злобные российские СМИ пытаются опорочить самый справедливый в мире лукашенковский строй и отобрать у страны суверенитет. Он отталкивает от нас белорусскую интеллигенцию и оппозицию, заявляя, что как бы ни ругались Россия и Белоруссия, что бы ни творил он в своей подопытной стране, но российская власть не перестанет его поддерживать. Более антироссийской политики не проводит ни Грузия, ни Прибалтика. И если белорусы по-прежнему хорошо относятся к России, то это не благодаря, а вопреки усилиям Лукашенко. Просто потому, что мы действительно близкие народы.
И что, стыдно, говорите, с такого вот “верного друга” плату за оказанные услуги требовать? А давать деньги на то, чтобы зарвавшийся барин Лукашенко и дальше уничтожал в своей стране экономику, свободу, человеческое достоинство белорусов, — не совестно? Содержать за свой счет хамоватого белорусского владыку, который глумится и над своими гражданами, и над теми, кто дает ему деньги, — не стыдно? Ударом по имиджу России в данной ситуации является только одно обстоятельство — увы, не в наших силах помочь Белоруссии справиться с напастью по имени Лукашенко.
P. S. Министр экономики Белоруссии Николай Снопков вчера днем сообщил, что страна погасит долг перед Россией. То есть пока не отключишь, долг не получишь?