“МК” уже писал о том, что в отношении Игоря Сулима было инициировано административное расследование на предмет “разглашения государственной тайны”. Основанием послужила статья 7 Федерального закона “О статусе военнослужащего”, где говорится: “Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира”.
Тайной пытались объявить запись разговора Игоря Сулима и генерала Бондарева, которую обнародовал “МК”, а также телеграмму, разосланную генералом в войска, из которой можно сделать вывод, что бороться с коррупцией в армии предлагается методом ее сокрытия (“МК” от 15.06.2011).
Если бы факт разглашения такой гостайны был доказан, Сулиму могло светить уголовное дело со всеми вытекающими последствиями. Но на “гостайну” натянуть обвинение не удалось. В ход пошла другая зацепка — “обсуждение и критика приказов командира”.
Критикой признали комментарий, который Игорь дал в своем блоге по поводу “антикоррупционной” телеграммы. Он заявил, что документ поощряет принцип круговой поруки, нарушая законные права военнослужащего. По сути, это заранее неправомерный приказ, который офицер имеет право не выполнять.
С такой оценкой согласны и ряд юристов, выразивших сомнение в том, что эта телеграмма вообще проходила какую-либо правовую оценку, так как некоторые ее пункты могут однозначно расцениваться как давление на следствие.
Но юридические нюансы не помешали приказом командира полка объявить Сулиму выговор “за обсуждение и критику приказов командира” и лишить его премий по “четырехсотому” приказу министра обороны (этим приказом лучшим офицерам устанавливаются ежемесячные выплаты за высокие показатели в боевой подготовке).
Кроме того, старлея по-прежнему не допускают к полетам. А рапорт, который он написал по этому поводу, отказались даже регистрировать, заявив, что “он в любом случае потеряется”.
Между тем у Сулима объявляется все больше сторонников, которые так же, как и он, не хотят молчать. В доказательство этого “МК” приводит очередную запись разговора представителя местного отдела контрразведки и начальника службы РХБЗ части, из которой следует, что даже представители спецслужб были в курсе ситуации с поборами в Липецком центре. И деньги собирались не только в 3-й эскадрилье, как это хотелось бы представить проверяющим из Москвы, а во всех частях центра. В записи есть такие слова: “Скидывалось и управление, где я был. …Все начальники служб, кто там есть… Кто не скидывался в прошлом году, тот в этом уже не служит”.
Слушая эту запись, невольно задаешься вопросом: если такие нравы царят в самой элитной части ВВС, где люди запугивают друг друга, записывают для подстраховки разговоры, молчат, терпят, что же тогда творится в других частях, которым до элиты далеко?