У медицины будут новые основы

Как власть собирается финансировать измененную систему здравоохранения?

31 мая Госдума примет в первом чтении законопроект “Об основах охраны здоровья в РФ”. Предварительное обсуждение документа на разных площадках показало: полновесное финансовое обеспечение всего в нем прописанного власти по-прежнему гарантировать не могут.

Как власть собирается финансировать измененную систему здравоохранения?

На парламентских слушаниях в Госдуме все выступавшие, начиная с вице-премьера Жукова и министра Голиковой и заканчивая депутатами, говорили: новые основы охраны здоровья нужны — действующий закон принимался 18 лет назад и безнадежно устарел. Да и вообще — конь не валялся в нормативной базе, определяющей, кого, как и за чей счет лечить. Например, так и не известно, за чей счет должны обеспечиваться лекарствами больные туберкулезом. “Написано — за счет каких-то программ, а каких? Кем они принимаются — непонятно! “— живописала министр Голикова масштаб беды, от которой должен спасти проект. Но откуда пренебрежение жизненно важной для населения сферой не только в “лихие 90-е”, но и в “правильные”, путинские нулевые?”Извините, я не знаю”, — вот и все, что смогла сказать министр.

В 2004 году, когда принимались законы о разграничении полномочий между уровнями власти, признала Татьяна Голикова, “жестко прошлись по системе здравоохранения и в некоторых моментах принесли серьезный урон”, что привело “к серьезным ошибкам и огромным финансовым затратам, которые не были, к сожалению, эффективны”. И сейчас приходится возвращаться к тому, что было до разграничения полномочий. Например, все функции контроля за организацией и качеством медпомощи, медицинских изделий, донорской крови и т. д. федеральная исполнительная власть берет на себя. Центр будет устанавливать единые для всей страны требования к размещению поликлиник и больниц. Впрочем, думский Комитет по охране здоровья в своем заключении сомневается, что у федеральных контрольных структур хватит сил, чтобы контролировать качество медпомощи в каждом населенном пункте, и предлагает оставить часть полномочий за субъектами Федерации.

Вопросы вызывает и передача всех обязанностей по организации бесплатной медпомощи региональным органам власти (сейчас за скорую и первичную медпомощь отвечают муниципалитеты). Значит, все претензии пациентам теперь придется направлять региональным властям…

Законопроект прописывает порядок предоставления платных медицинских услуг и требует не брать деньги за то, что гражданину положено бесплатно в рамках госпрограммы по оказанию медпомощи в системе ОМС. На слушаниях академик РАМН Владимир Стародубов напомнил: дефицит этой самой программы госгарантий сохраняется на уровне 20–25%. К тому же, сказал академик, после вступления в силу Закона о бюджетных учреждениях региональная власть, которая станет отвечать за организацию бесплатной помощи, обязана ее финансировать через госзадания — в объеме имеющихся в наличии средств. А если средства закончатся — что, остаются платные услуги? Г-н Стародубов предложил тогда уж честно прописать: бесплатная помощь — только в рамках государственного или муниципального заказа…

Секретарь Федерации независимых профсоюзов Игорь Шанин заявил: расчетная стоимость исполнения обязательных нормативов программы госгарантий оказания бесплатной медпомощи “значительно превышает финансовые возможности многих регионов, что не позволяет обеспечить доступность этой помощи населению”. Предложение профсоюзов запретить оказывать платные услуги тем же организациям, которые оказывают бесплатные (чтобы лишить их стимула подталкивать больных к кассе), поддержки в правительстве не находит.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру