Галопом по Европам

Зачем Обама ездил в Старый Свет?

Прошлую неделю президент Соединенных Штатов Барак Обама провел в Европе. За шесть дней своего европейского турне он посетил четыре страны — Ирландию, Англию, Францию и Польшу. Во Франции он принял участие в ежегодной сессии "Большой восьмерки" — G-8. Если попытаться охарактеризовать в нескольких словах цели визита Обамы в старушку-Европу, то выглядели они следующим образом. Обама пытался выколотить из своих европейских союзников деньги на финансирование «Арабской весны» в Египте и Тунисе. Демократия стоит денег, больших денег. Без них она может превратиться в диктатуру, тем более там, где она только-только заколосилась, как в тех же Египте и Тунисе, говорил Обама своим собеседникам. Второй целью европейского турне Обамы было продемонстрировать, что Соединенные Штаты, уйдя головой в Средний Восток и Северную Африку, отнюдь не забыли об атлантической солидарности.

Зачем Обама ездил в Старый Свет?
Фото: AP

Вернувшись в Вашингтон, президент может с некоторой натяжкой утверждать, что он добился целей, во всяком случае на бумаге и в сфере паблисити.

На сессии G-8 страны этого эксклюзивного клуба, а также международные организации — Мировой банк, Международный валютный фонд и Европейский инвестиционный банк скинулись на 20 миллиардов долларов на демократическое «молочишко» Египту и Тунису. Президент Франции Николя Саркози заявил, что эта сумма вырастет вдвое и достигнет 40 миллиардов долларов, включая 10 миллиардов от Саудовской Аравии, Катара и Кувейта. (Катар выступил с предложением создания Банка средневосточного развития стран Персидского залива для помощи в «переход к демократии» арабских государств).

На бумаге все эти цифры выглядят внушительно. Но даже они сокращаются как шагреневая кожа относительно к экономикам Египта (500 миллиардов долларов), и Туниса (100 миллиардов долларов). Во-вторых, речь идет не о «карт-бланше». Деньги Египет и Тунис будут получать пропорционально их реформаторским успехам. (А что произойдет, если их, этих успехов, не будет?) В-третьих, страны G-8 и международные институции еще не решили — кто на сколько скинется. И, наконец, «эффект слона». Помните анекдот, в котором экскурсовод по зоопарку рассказывает посетителям о гигантском рационе слона? На удивленный вопрос «И он все это съест» экскурсовод отвечает: «Съесть-то съест, то кто ему даст!» Так вот, помощь от G-8 зачастую из этой слоновьей породы. Так, например, G-8 обещала в 2005 году 50 миллиардов долларов на помощь слаборазвитым странам, а выделила всего 16,5 миллиарда.

Фото: AP

Пока Соединенные Штаты выколачивали из Европы деньги на развитие демократии в Египте и Тунисе, где усилили свою активность джихадисты, с одной стороны, и старые левые партии, включая коммунистов, с другой, европейские страны, втянутые в гражданскую войну в Ливии, требовали от Обамы более активной военной помощи. Президент США был весьма скуп на обещания, которые к тому же тоже попахивали «эффектом слона». Вот почему заключительное коммюнике Большой восьмерки было обтекаемым в прямом и переносном смысле слова: по усам текло, а в рот не попадала. Повисла в воздухе просьба президента Франции Саркози относительно предоставления Пентагоном в распоряжение коалиции, ведущей военные действия в Ливии, самолетов «А-10» и «АС-130». Чтобы не выносить сора из избы, этот вопрос Саркози лоббировал в приватном режиме в беседах с глаза на глаз с Обамой. (О результатах переговоров Обама-Медведев см. мою статью…)

Чтобы покончить с сессией G-8, заседавшей во французском курортном городке Девилль, скажу, что она поддержала призыв Обамы о гальванизации израильско-палестинских мирных переговоров, но опустила упоминания о границах до 1967 года. Дело в том, что все решения G-8 принимаются единогласно, а Канада выступила против принципа «до 1967». Обосновывая свою позицию, канадский премьер-министр-консерватор Стефан Харпер заявил, что элемент «до 1967» может быть включен лишь при упоминании всего обамовского «пакета» условий, в том числе признание Израиля еврейским государством и демилитаризации будущего палестинского государства. Харпер подчеркнул, что он поддержит только «сбалансированную» резолюцию. Балансировка не удалась, и дата «1967» была изъята…

Фото: AP

Первой остановкой в европейском турне Обамы был Дублин — столица Ирландии. Погода явно не благоприятствовала президенту. Дома он оставил два торнадо. Один обрушился на штаты Среднего Запада и почти стер с лица земли город Джоплин в Кенттукки. Второй бушевал на вашингтонском Капитолии, где под гром оваций обеих палат Конгресса США премьер-министр Израиля Беньямин («Биби») Натаньяху громил в пух и прах обамовский план средневосточного урегулирования.

Американские торнадо, словно эстафету, передали президентский лайнер «ВВС-1» ирландскому урагану. Но его нивелировал другой ураган — бескрайнего гостеприимства ирландцев. Штаб Обамы, в особенности его спичрайтеры, поработал просто блестяще. Визит в Ирландию был обставлен на мотивы возвращения блудного сына. Белый дом откопал в архивах данные о том, что пра-пра-прадед Обамы по материнской линии был ирландцем из местечка Манигалл. На этом была построена речь Обамы перед сотнями тысяч дублинцев. Он шутил, говоря, что по дороге из Вашингтона в Дублин «потерял апостроф», что в действительно его имя и фамилия — Барак Обама пишутся как Барри О'бама, и уже серьезно добавлял, что трехцветный флаг Соединенных Штатов в действительно четырехцветный, ибо в нем имеются зеленые оттенки Ирландии. Естественно, Обама упомянул и своих предшественников-ирландцев в Белом доме — президентов Кеннеди и Рейгана. Толпа ревела от восторга. Обама влюбил в себя Ирландию. (С прицелом на голоса избирателей-американцев ирландского происхождения.)

Ураган над Ирландией не утихал. Возникла угроза срыва поездки в Манигалл. Но вертолетчики президентского отряда решили рискнуть. Чем они хуже «морских тюленей», ликвидировавших Осаму бин Ладена? Кстати, и здесь были задействованы четыре вертолета. Через сорок минут воздушная кавалькада приземлилась на «исторической родине» Обамы. Здесь главным событием было посещение местного бара, где Обама опрокинул в себя пинту пива «Гиннес». Общаясь с потомками своих предков, он напоминал им, что его город Чикаго — самый ирландский город Америки. «Живя в Чикаго, нельзя не стать наполовину ирландцем», — говорил президент.

Фото: AP

По мнению местной прессы, больше всего от визита Обамы в Ирландию выиграла компания «Гиннес». С рекламной точки зрения фото Обамы, держащего и осушающего пинту «Гиннеса» принесет этому пивному концерну прибыль в десятки миллионов долларов. Свой вклад в пивной бизнес внес и Рональд Рейган. В 1984 году в ходе визита в Ирландию он посетил зеленые холмы графства Типперери, где 155 лет тому назад в церкви Вознесения в Бэллипорине крестили его пра-прадеда. Рейган и первая леди Нэнси заглянули в паб-пивной бар Джона О'Фэррела, который дал ему имя «Рональд Рейган» тремя годами раньше. Президента поили не «Гиннесом», а «Смитвиком», который варил в соседнем графстве Килкении. Когда Рейгана спросили, как ему понравилось пиво, он ответил «Оно великолепно!»

Визит Обамы в Ирландию пришлось сократить. Вновь вмешалась стихия. Извержения исландских вулканов грозили застлать пеплом воздушное пространство и сделать его нелетным. Поэтому бросок «ВВС-1» по маршруту Дублин-Лондон был сделан с опережением графика. В окружении Обамы шутливо повторяли ирландскую поговорку: «Пусть ветер дует тебе в спину».

Предыдущий визит президента в Англию состоялся в 2009 году. Он запомнился тем, что первая леди Мишель, нарушив протокол, обняла королеву Елизавету II за талию. Вызвало недовольное пофыркивание и подношение ее королевскому величеству — iPod! На сей раз визит был государственным с почетным караулом и пушечным салютом из 41 орудия. Посещение Букингэмского дворца прошло без сучка и задоринки с точки зрения этикета. После осмотра дворцовой картинной галереи состоялся ланч. Тост Обамы был красноречивым и даже вызвал ревность ирландцев. Еще вчера Обама объявлял себя сыном Ирландии, а сегодня уже провозглашал: «Я привез с собой поздравления от десятков миллионов американцев, предки которых англичане. И я в их числе по материнской линии».

Небольшая протокольная шероховатость произошла лишь на государственном банкете. Обама, заканчивая тост, поднял бокал, чтобы чокнуться с королевой. В этот момент струнный оркестр заиграл гимн «Боже, спаси королеву». Ее величество замерла, глядя впереди себя, как бы не замечая протянутую к ней бокала Обамы, который в это время цитировал Шекспира: «Эти благословенные места, эта земля, это царство, эта Англия». Лишь после того как оркестр перестал играть гим, ее величество как бы вышла из транса и среагировала на слова и жест Обамы, подняв, наконец, свой бокал.

Тосты в Букингэмском дворце — переговоры на Даунинг-стрит 10 в резиденции английского премьер-министра Дэвида Камерона. В центре переговоров была Ливия. Кэмером склонял Обаму на более активное военное вмешательство. Обама осторожничал. Обсуждался график вывода войск из Афганистана и проект экономической помощи арабским странам, освобождавшимся от своих диктаторов. Была затронута и израильско-палестинская проблема. Кэмерон поддержал предложение Обамы о границе «до 1967 года», но пошел еще дальше, сказав, что не исключает голосования Англии в ООН за признание Палестины независимым государством. Обама пытался отговорить его от этого. Пока не известно, удалось ли ему это.

Участники переговоров называли друг друга по имени — «Барак», «Дэвид». Они как бы хотели установить те интимные отношения, которые имели место между президентом Бушем и премьером Блэром. Видимо, эту же цель преследовала и барбекю, на котором первые леди Мишель и Саманта жарили гамбургеры и сосиски для ветеранов и их семей. Жарили на гриле. В связи с этим Камерон сострил, что британский премьер впервые сделал «гриллинг» американскому президенту. («To grill» — «поддать жару») Целью личного сближения преследовал и матч в настольный теннис, результаты которого держатся в секрете. Тем не менее было подчеркнуто, что «особые отношения», существовавшие при Буше и Блэре, сейчас не копируются целиком. «Мы делаем дела по-другому. Мы исключаем оккупационные силы и вторгающиеся армии из нашего арсенала», — многозначительно заметил Кэмерон.

Фото: AP

Апофеозом визита Обамы в Англию было его выступление в Вестминстер-Холле перед обеими палатами британского парламента. Вестминстер-Холлу почти тысяча лет. Здесь короновался король Ричард-львиное сердце. Здесь судили Томаса Мора. Здесь лежал прах Черчилля перед его похоронами. Из иностранных государственных деятелей под сводами Вестминстера выступали де Голль, Нельсон Мандела, папа Бенедикт ХVI. Упомянув о столь блестящей компании, Обама сказал, что для него быть в ее числе «или высочайшая планка, или начало очень смешной шутки». Говоря об общей судьбе Америки и Англии, Обама полушутливо заметил, что она «сделала возможным для сынов и дочерей бывших колоний сидеть здесь в качестве членов этого великого парламента, а внуку кенийца, который служил поваром в британской армии, выступать перед вами в роли президента США». Вестминстер взорвался от аплодисментов. Около получаса не отпускали Обаму парламентарии, обмениваясь с ним рукопожатиями и фотографируясь на память.

В «серьезной» части своего выступления Обама назвал американо-английские отношения «исключительно необходимыми». Он опроверг утверждения, что время США и Англии миновало, что сейчас наступил черед «титанов вроде Китая, Индии и Бразилии». По его словам, «США и Великобритания остаются величайшими катализаторами мировых акций»…

Последним пунктом европейского турне Обамы была столица Польши Варшава. Этот город буквально насыщен мемориалами, напоминающими о драматической истории польской нации. Поэтому неудивительно, что визит начался с возложения венков на Могилу Неизвестного Солдата. Волнующим было и посещение монумента в честь героев восстания Варшавского гетто. (В ходе восстания, которое началось 19 апреля 1943 года и длилось почти месяц погибли семь тысяч человек.) У монумента из бронзы и гранита состоялась встреча Обамы с представителями польских евреев. Одна из них, обращаясь к президенту, сказала:

— У нас всего одно еврейское государство — Израиль. Защитите его. Мы доверяем вам. — С этими словами женщина пожала руку Обаме.

— Я всегда буду на защите Израиля, — ответил ей президент. — Я вам это обещаю.

Злопыхатели утверждают, что посещение монумента было организовано в спешном порядке, чтобы скрасить отрицательную реакцию на «до 1967 года». Но это не так. Визит в Польщу готовился несколько месяцев, задолго до того, как Обама произнес речь, в которой выдвинул предложение о границах, существовавших между Израилем и арабскими странами до войны 1967 года.

Если в Англии и во Франции Обама добивался финансовой помощи Египту и Тунису, то в Польше он призывал передать этим странам ее опыт выхода из экономической и социальной разрухи после падения коммунистического режима. Об это шла речь на встрече Обамы с ветеранами «Солидарности», на которой присутствовали и молодые активисты, только что вернувшиеся из Туниса. Обама говорил о том, что Запад не может «диктовать события», но он должен «способствовать им», в основном экономической помощью и передачей опыта.

Не забывал президент и о предстоящих у него «дома» выборах 2012 года. (Поляки, как и ирландцы, весьма существенный блок избирателей в США.) На пресс-конференции Обама острил: «Если вы живете в Чикаго и если вы через некоторое время не стали немного поляком, значит, у вас не все в порядке». Но соловья баснями-хохмами не кормят. Обама пообещал полякам помощь в получении безвизового статуса. Заметив, что рост благосостояния польских туристов набирает темпы, Обама сказал: «Мы очень хотим, чтобы вы шоппинговали на Пятой авеню и по всей Америке». В этом месте польский премьер Туск подал многозначительную реплику: «В мире есть много мест, где мы можем шоппинговать и тратить наши деньги». Мол, весь мир клином на Америке не сошелся. Так что спешите с безвизовым режимом!

Естественно, затрагивались и американо-российские отношения и то, как они проецируются на Польшу. Обама заверял своих польских собеседников, что «перезагрузка» отношений с Москвой проходит не за счет польских интересов. Тем не менее посещения мемориала жертв авиакатастрофы 2010 году, в которой погибли президент Польши Лех Качиньски й и сопровождающие его лица, не обошлось без антирусских эксцессов. Вместе с нынешним президентом Польши Браниславом Коморовским Обама заклеймил антидемократическую политику белорусского президента Лукашенко…

Варшава — Вашингтон. Европа позади. Впереди Америка, Белый дом, рутина внутриполитической борьбы. Ревут мощные моторы президентского лайнера, и сокращаются большие расстояния.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру