Заседание СФ в среду началось с проводов бывшего спикера. Прямо скажем, не очень торжественных. И. о. председателя СФ Александр Торшин перечислил заслуги Сергея Миронова (коротко). В числе прочего заслугой оратор считает тот факт, что за время руководства Миронова сенаторы приняли 2768 федеральных законов и 2 конституционных. За свои достижения Сергей Михайлович удостоился почетной грамоты СФ, знака “За заслуги в развитии парламентаризма” и букета цветов. Ах да, еще аплодисментов. В холле второго этажа вскоре повесят портрет Миронова — рядом с портретами других бывших спикеров. А вот звание почетного председателя Совфеда Миронов вопреки ожиданиям не получил. “Повременить с этим вопросом попросил сам Сергей Миронов, и мы подождем, когда появится новый спикер, и с учетом уже его мнения будет решаться этот вопрос. Я считаю, что Сергей Миронов в данном случае совершил мужественный поступок”, — заявил журналистам Торшин.
Однако ни о каком мужестве речи не идет. В аппарате верхней палаты “МК” пояснили, что распоряжение о назначении Миронова почетным председателем должен подписывать новый спикер. А когда он появится, неизвестно. По словам Торшина, сейчас по этому вопросу идут консультации. Но в любом случае в опустевшее кресло Миронова сядет единоросс.
Сергей Михайлович на вчерашнем заседании сказал, что за годы его председательства Совфед “стал по-настоящему профессиональной палатой регионов”. И, самое главное, там не появилось партийных фракций. Напоследок Миронов озвучил “завет”: “Чем дольше Совет Федерации останется палатой регионов, чем дольше в нем не будет фракций, тем лучше это будет для страны”. Таким образом, у нас есть теперь не только заветы Ильича, но и заветы (вернее, завет) Михайловича.
Попрощавшись с бывшими коллегами, Миронов вышел к журналистам. По его словам, до 14 июня он надеется получить депутатский мандат. Как и предполагалось, место в Госдуме экс-спикеру уступает депутат от “СР” Елена Вторыгина. Хотя, можно сказать, возвращает: именно ей в 2007 году, после выборов в Госдуму, достался мандат Миронова, возглавлявшего список эсеров, но отказавшегося от депутатского кресла. Сергей Михайлович сообщил, что Вторыгина съездила в свой регион и получила заявления от 4 бывших кандидатов, которые шли в списке после нее, что они не претендуют на мандат. “Вдогонку приехали эмиссары из Москвы с мешком денег, чтобы перекрыть мне дорогу в Госдуму”, — продолжил экс-спикер. По его словам, “нет ни одного регионального отделения партии”, куда бы не приходили “посланцы”, предлагавшие партийцам покинуть “СР”. Дескать, песенка этой партии спета. Впрочем, как заверил прессу оратор, настроение у него боевое. “Единая Россия” публично начала охоту на ведьм. Но это начало конца “Единой России”. Я сделаю все, чтобы прекратить монополию одной партии в стране”. Считает ли он начало конца “ЕР” также началом конца ее лидера, Сергей Михайлович не уточнил.
Между тем источник в аппарате СФ рассказал “МК” любопытную вещь. Оказывается, слухи о том, что у Миронова могут возникнуть серьезные проблемы, в верхней палате начали курсировать еще в конце апреля — до того как “ЕР” объявила о своем намерении Сергея Михайловича отозвать. Тогда же по поручению Миронова аппарат начал экстренно готовить текст речи спикера для отчета в питерском Заксобрании. Когда же разразился скандал с отзывом, этот текст дополнили. В частности, там появились следующие реплики Миронова: дескать, когда он, выступая на первомайском митинге, говорил о коррупции в Северной столице (именно эти заявления и послужили формальным поводом для отзыва. — Н. Г. ), то вовсе не имел в виду лично Матвиенко. Что о коррупции в стране постоянно говорит президент, и он, Миронов, всего лишь продолжил разговор о больной проблеме. Ну и далее перечислялись заслуги Сергея Михайловича перед родным городом. Этот текст стал “миролюбивым” вариантом речи. Параллельно был подготовлен и второй вариант выступления — “воинственный”. По словам источника в аппарате СФ, дня за четыре до голосования в Питере в Совфед приехал высокопоставленный чиновник из Администрации Президента. “Миронов после этой встречи ходил такой радостный, что мы были уверены: его оставят, — говорит аппаратчик. — Но когда по телевизору (в день отзыва. — Н. Г. ) мы услышали, что он читает в питерском Заксобрании “воинственный” вариант выступления, то сразу, еще до голосования, поняли — отзовут”…
На момент сдачи этого номера в печать было не известно, какой в итоге пост может занять Сергей Михайлович в Госдуме — лидера фракции или вице-спикера. По словам источников “МК” в “СР”, этот вопрос должен был обсуждаться вчера вечером. А окончательное решение может быть объявлено в понедельник на заседании думской фракции эсеров.