Отныне иностранный наблюдатель должен быть настоящим иностранцем. Гражданин России, даже если он работает в международной организации, к выборам допущен не будет. На наблюдателей накладываются жесткие ограничения: они не имеют права делать замечания избирательным комиссиям, не могут давать оценку ситуации в России и комментировать заявления лидеров страны. За нарушение — лишение аккредитации и высылка на родину. Кстати, аккредитацию нужно получить не позднее чем за 10 дней до голосования. Опоздавших просят не беспокоиться. А покинуть страну наблюдатель должен в момент опубликования официальных результатов выборов.
Иностранцы к тому же теперь не смогут напроситься на наши выборы. Их должны пригласить. Право приглашать зарубежных наблюдателей имеют: президент, Федеральное собрание, правительство, ЦИК. И больше никто, однако о приглашении того или иного наблюдателя, согласно документу, может ходатайствовать омбудсмен или… внимание, цитируем: «признанный авторитет».
— Кто такой «признанный авторитет»? — спросил «МК» у члена ЦИК Елены Дубровиной.
— Это всегда немного субъективно. Каждый человек, если у него есть такое самоощущение, что он авторитетен, может обратиться с ходатайством. А уже президент или ЦИК решит: действительно это авторитетный человек или нет. На усмотрение. Просто чтобы отказать омбудсмену или авторитетному человеку, нужны мотивы (а если человек не считается авторитетом — можно и без мотивов).
Обсуждая постановление (которое в итоге было принято единогласно), Сергей Костенко предложил: «Нужно принять документ не только на русском, но и на английском языке. Потому что если они сами начнут переводить — могут не уловить смысла, неправильно понять какие-то правила».
«Вы правы», — согласился ведущий заседание Станислав Вавилов.
«Никакого английского текста быть не может! — возмутился в ответ Евгений Колюшин. — Это наша страна, они будут осуществлять наблюдение в России. Пусть сами переводят, а если что-то не поймут — их трудности»
«Вы правы», — опять согласился Вавилов.
«Раньше иностранных наблюдателей не везде пускали потому, что не было подробно описано, что им можно показывать, — подвела итог Елена Дубровина. — Новым постановлением мы детально описываем и защищаем все их права: знакомиться с протоколом, со списками избирателей, не откуда-то издалека наблюдать, а быть близко к урне».