Совершенно с вами согласны, Дмитрий Анатольевич, и докладываем: Путин, Иванов, Сердюков, ну и, как верховный главнокомандующий, конечно, Медведев.
Причем гнев ваш, Дмитрий Анатольевич, как вполне оправдан, так и предсказуем: ни одна из трех предыдущих программ вооружения начиная с 1996 года еще ни разу не была выполнена. Почему нынешняя должна вдруг стать исключением, если механизм-то ее реализации, как выясняется, принципиально ничуть не изменился?
Возможно, кто-то думает, что все могут решить большие деньги — на вооружение до 2020 года оборонке обещано 20 триллионов рублей. Но обещать, как говорится, не жениться. На самом деле выйдет куда меньше: реальная инфляция, которая не учитывается, непредвиденные нужды страны, корректировка бюджетных расходов... И главное — внимательное изучение трехлетнего бюджета показывает, что основные средства на перевооружение начнут выделяться с 2013 года, то есть после президентских выборов. Можно предположить, что к тому времени сложатся совершенно иные финансовые условия.
Впрочем, даже не заглядывая в бюджетный кошелек, можно смело утверждать, что деньги в данном вопросе не главное. Главное — организация процесса. А вот с ней-то как раз у нас беда. Сам премьер, выступая в прошлую среду в Думе, признал, что все договоры в рамках гособоронзаказа будут заключены с предприятиями ОПК до конца мая текущего года. Будут. То есть пока не заключены. А почему? По словам премьера, “есть проблемы, которые связаны со спорами между предприятиями ОПК и Минобороны по вопросам, чего и сколько нужно покупать”.
Определять “чего и сколько” — приоритет исключительно военного ведомства. То есть, пока внутри своих отреформированных до “нового облика” структур оно проясняет этот вопрос, ОПК уже полгода как не в состоянии приступить к выполнению гособоронзаказа.
Причем “чего и сколько” в Минобороны не могут понять даже относительно ядерных приоритетов. Как утверждают оборонщики, май уже заканчивается, но ни одного контракта по стратегическим вооружениям до сих пор не подписано! И если, говорят они, к 2011 году мы как-то еще поднатужимся и что-то сделаем — там идет небольшое увеличение продукции, — то на 2012 год гособоронзаказ фактически уже провален. Чтобы его выполнить, контракты должны были бы работать уже сегодня: выплачиваться авансы, создаваться кооперация, разворачиваться производство...
Это касается всей продукции длительного цикла изготовления — ракет, самолетов, кораблей... На нее должны заключаться долгосрочные трехлетние контракты, так как все цифры на ближайшие три года в оборонзаказе прописаны.
Кстати, в конце 2010 года Минобороны обещало в отличие от прошлых лет выделять до 80% от суммы контракта уже в первой половине года, чтобы предприятиям не пришлось обращаться в банки за кредитами. Но, как видим, этого снова не произошло. И что же теперь будет? А будет все как всегда.
Предприятиям оборонки, чтобы выжить сейчас, придется брать кредиты в банках под огромные проценты. В результате Минобороны, расплатившись с фирмами под конец года, прослезится: стоимость военной продукции возрастет многократно. А значит, вместо сотни самолетов, десятков кораблей и ракет опять хватит только на половину.
Но окончательно прояснится это уже после 2012 года. И тогда уже новый министр обороны будет говорить: чем связываться с нашей неповоротливой оборонкой, не лучше ли оптом закупить оружие на Западе? А новый президент будет с телеэкрана возмущаться: хочу услышать, почему это происходит, кто и как наказан — доложите предложения с должностями. Если такие предложения не докладываются, то должны отвечать руководители отрасли и руководители правительства.