Вот, например, нацлидер выступает с отчетом перед Госдумой и убеждает испуганных депутатов в том, что в стране их ожидают изменения: «Модернизация… это прежде всего вложение в человека, в его способности, в таланты, в создание условий для самореализации и инициативы… Убежден, что именно на этой основе можно обеспечить и высокие темпы роста, и настоящий технологический прорыв».
И далее, не делая пауз на активный вздох или глоток воды, Путин продолжает: «Стране необходимо десятилетие устойчивого, спокойного развития. Без разного рода шатаний, необдуманных экспериментов, замешанных на неоправданном подчас либерализме или социальной демагогии».
Прочитав эти премьерские фразы, я вспомнил писателя Гашека, который, издеваясь над «модернизационными» потугами Австро-Венгрии, даже создал пародийную «Партию умеренных реформ в рамках закона».
Но бог с ним, с нелюбовью нацлидера к либералам и разговорами о модернизации, от которой он тщательно уклонялся все свои президентские годы.
Важно другое: он почувствовал реальную угрозу своему гладкому перетеканию в президентское кресло в 2012-м, ибо родное «ЕдРо» под его лидерством стремительно теряет поддержку избирателей. Но брезгливо выбросить его он не может, ибо кто еще административно обеспечит «беспримерно высокий, честный и единодушный рейтинг» на фальшивых и безальтернативных выборах — вначале парламентских, а потом и президентских. Поэтому перед счастливыми россиянами разворачивается спецоперация «Ребята, я уже нанолидер», которая состоит из бессмысленной цели и нескольких негодных средств.
Вначале о бессмысленной цели.
Она проста: ничего не меняя, никого не снимая, никого, кроме врагов по бизнесу своих друзей, не сажая, прилепить к себе дополнительный ярлычок «модернизатор».
В последнее время — это очень лакомый ярлычок!
Однако не следует думать, что нацлидер действительно озабочен вопросами модернизации, ибо прежде всего ему самому как опытному госуправленцу известно, что любая модернизация страны начинается с гарантии собственности и нормального суда.
Однако путинские заявления про «руки по локоть в крови» поставили точку на нормальном правосудии, а разговорами про гарантию собственности можно попытаться убедить, к примеру, убитого в СИЗО юриста Сергея Магнитского — может, он поверит.
Про неожиданно проснувшийся в Путине дух модернизаторства когда-то пела Валентина Толкунова:
«Где ты раньше был, когда я с другим,
С нелюбимым над пропастью шла?!»
Действительно, а где он раньше был, Путин?
Почему не только жалкие попытки модернизации, а даже просто разговоры о ней ассоциируются исключительно с персоной Медведева?
Почему, по признанию руководителя медведевской модернизационной структуры «ИНСОР» Игоря Юргенса, все предложения о модернизации страны лежали у премьера без всякого рассмотрения?
Ответ прост: потому что там было написано, что конкурентная экономика начинается с конкурентной политики, а Путин признает только «реформы в рамках закона».
Его закона, который реформ не предусматривает.
Вернее, предусматривает. И это наиболее печальная часть нацлидерских действий.
Например, некоторые компании, узнав, что конкурент собирается выпускать какую-то продукцию, которая угрожает их бизнес-интересам, просто скупают все лицензии соперника, а иногда покупают и его фирму.
И все это с одной целью — положить ненужные изобретения навечно под сукно.
Конечно, в вопросе модернизации лицензий не существует. Есть общие принципы — сажай ворье и коррупционеров; обеспечь законность и конкуренцию; гарантируй частную собственность, но главное — создай политическую конкуренцию как главнейший механизм самоочищения всего упомянутого.
Но все это не для Путина.
Его модернизация — это просто заговорить о ней, в очередной раз «поставив на место» президента Медведева, для которого это главнейшая идея, пусть пока во многом и на словах. А после подобного «рейдерства», немного попиарив эту тему до 2012 года, въехать в Кремль.
Потом все это забудется, как «Федеральное агентство по науке и инновациям», существовавшее с 2004 по 2010 год.
Кстати, а что делало это агентство все эти шесть лет?
Где инновации?
И где бабло, кстати, которое пошло на это агентство?
Про деньги вопрос не праздный, потому что предполагается, что «Агентство стратегических инициатив», которое сейчас предложил создать Путин, перехватит на себя не только все модернизационные идеи, но и финансовые потоки на их осуществление.
Красиво, да?
Ах, кстати, у нас же есть еще и никому не подотчетная якеменковская «Росмолодежь», которая создает «кадровый состав новой России».
И где он, этот состав?
Может, это те самые пятьдесят тысяч молодых людей, которых недавно собрали на проспекте Сахарова на «антикоррупционную сходку»? И все они якобы отсняли видеосюжеты про реальных коррупционеров, которые передали в прокуратуру.
И где они, эти сюжеты?
Где дела, открытые по горячим следам?
Где приговоры? Кого арестовали, посадили, кто уволен?
Откуда бабло на все эти игры?
Когда снова перекроем полгорода, чтобы выкрикнуть лозунги за госсчет?
Великолепный писатель-пародист Вадим Жук однажды одной-единственной фразой описал советскую больницу: «Вот в холодной воде одноразовый шприц кипятится…»
Это про путинскую модернизацию…
И несколько слов в заключение.
Проблема не в том, что у Путина никакой модернизации не получится,— если ее не было при первом его президентском сроке, то почему она должна быть при последующих? Потому что стало модно? Он консерватор с окопной психологией, а подобной психологии чуждо понимание того, что «айпады» получаются только в свободной стране. И что в Китае получаются лишь подделки.
Проблема в другом — рейдерски перехватывая неуверенные попытки Медведева хоть что-то сделать для перемен в России, Путин окончательно хоронит любые надежды на подобные перемены.
Модернизация по-путински — это создание новых структур без осознания, что они должны делать,— типа наноминистерств, без понимания, что такое «нано».
Это несомненное радостное освоение бабла все теми же премьерскими друзьями-подрядчиками, которым все равно, что освоить,— лишь бы дали.
Скажут освоить «нано» — освоят «нано», лишь бы денег было не «нано», а нормально.
Но и это ерунда — ну станет в России не в два раза больше долларовых миллиардеров, а в три — эка невидаль! …
Страшно другое — дискредитация самого понятия «модернизация», развращение страны циничным использованием грандиозной возможности технологического рывка в будущее ради собственной избирательной кампании.
Да, Владимир Путин будет президентом в России, если захочет.
А он хочет, очень хочет!
Но новые Зворыкины и Брины подарят свои гениальные изобретения совсем другим странам.