Выступая недавно с отчетом перед парламентом, Владимир Путин напомнил о задаче добиться к 2015 году повышения рождаемости на 25—30% и о том, что правительство внесло законопроект о более внушительных налоговых вычетах для многодетных семей. Но не сказал ни слова о подготовленном Минфином и внесенном за его, премьера, подписью документе, который мы имеем в виду... Речь идет о внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса — в ней перечисляются виды доходов, не подлежащие обложению подоходным налогом.
Пояснительная записка безобидна и никаких гадостей не обещает: закон нужен всего лишь “в целях уточнения перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, а также устранения имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм”. Но при внимательном прочтении обнаруживается, что из первого пункта статьи 217, где говорится о том, что не надо платить 13% с ряда госпособий, выплат и компенсаций, исчезла следующая предельно ясная фраза: “к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам”. Теперь (после уточнений и конкретизации) предлагается не брать НДФЛ лишь с пособий “гражданам, имеющим детей”, а также ежемесячных компенсаций “лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет”, и еще пособий по безработице, на погребение и возмещение стоимости услуг по погребению. Все.
Может быть, про “декретные” прописали где-нибудь в другой части той же самой статьи 217? Ведь пояснительная записка обещает специальный новый пункт об освобождении от подоходного налога “ряда социально значимых выплат и компенсаций”! Читаем его: “освобождаются суммы государственной социальной помощи и социальной поддержки за счет средств бюджетов всех уровней, в том числе внебюджетных фондов”. Пособия по беременности и родам выплачиваются как раз из внебюджетного Фонда социального страхования. Но этот пункт — не о них, уверяют эксперты. Вот что говорит известный экономист Никита Кричевский: “Количество социальных рисков строго зафиксировано в законодательстве, среди них — наступление старости, потеря работоспособности, болезнь, смерть и т.д. Беременность и материнство — тоже риск, потому что с большой долей вероятности приводят к ухудшению материального положения. В отличие от социальной помощи, которая выплачивается из бюджета, социальные риски страхуются через специальные фонды вроде Фонда социального страхования. В правительственном законопроекте перечислена часть страховых рисков, но где там пособия по беременности и родам?”
Их нет. Пенсии, пособия по потере трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием, пособия на погребение есть, а “декретных” — нет. Г-н Кричевский полагает, что “правительство, конечно, отвертится, скажет, что его неправильно поняли или что формулировка оказалась неудачной”, но факт остается фактом. Если неправильно поняли или формулировка нехороша — значит, законопроект не “устраняет неточности и противоречия”, а порождает их.
Думский Комитет по бюджету и налогам еще не рассматривал инициативу правительства и своего заключения не дал, но она уже включена в предварительную повестку дня заседания палаты 13 мая. Поскольку это будет лишь первое чтение, надежда на исправление демографической и даже политической ошибки в стенах парламента еще есть.
А то может получиться как с новым порядком расчета декретных пособий, который пришлось срочно уточнять из-за крайне негативной общественной реакции сразу после того, как соответствующий закон был по настоянию правительства поддержан единороссами и подписан президентом...