Президента не ввел в заблуждение образцовый Детский дерматологический санаторий им. Семашко, который ему показали до совещания. 78% оздоровительных учреждений не могут похвастаться нормальными условиями, знает Медведев, — большинство из них построены лет 30—50 назад и, конечно, обветшали.
Но потрескавшиеся стены — еще полбеды. “Основные нарушения в детских учреждениях — некачественное питание, проблемы с водоснабжением, — доложил вице-премьер Александр Жуков. — Контроль за этими сферами просто отсутствует, и это приводит к вспышкам заболеваний”.
По статистике, одного ребенка в государственных лагерях кормят на 199 рублей в день, в негосударственных — на 214. Но это официальные данные — без поправки на воровство.
— Или проследите, чтоб заключались нормальные договоры, или ряду губернаторов придется задуматься о трудоустройстве, — пригрозил президент.
Однако проблема здесь не в губернаторах, а в несовершенстве закона о госзакупках, объяснил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. По его словам, законодательство оставляет только один критерий для закупки питания — цену.
Регионы подтвердили: лагерям приходится покупать что подешевле. Причем доходит до маразма: в ряд здравниц Краснодарского края ряд продуктов прибывает с Дальнего Востока.
По словам Александра Жукова, кое-что в этом направление уже делается: увеличено число плановых проверок лагерей, приняты стандарты качества отдыха. А еще планируется увеличить штрафы за нарушение санитарных требований — с 3 до 15 тыс. рублей для физлиц и с 30 до 500 тыс. рублей — для юрлиц.
Кроме заболеваний от некачественной еды детям грозят пожары: в прошлом году за невыполнение в срок предписаний государственного пожарного надзора было возбуждено 2,4 тыс. дел, в результате закрыто 365 лагерей. “Пожарные водоемы должны быть везде, лагеря, которые это не выполнят, должны закрыться”, — был непримирим Медведев. Жуков обещал и наказание рублем: в Госдуму направлен законопроект об увеличении штрафов за нарушение пожарной безопасности с 2 до 15 тыс. рублей — с физлиц, и с 20 до 200 тыс. — с юрлиц.
Третья опасность для отдыхающих — банальный недосмотр. “Директора лагерей перекладывают вину за гибель ребенка на воспитателей, тренеров, медперсонал. Что такое должностная инструкция, в летних лагерях никто не знает”, — говорит уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов. По его словам, часть регионов информацию о гибели детей пытаются скрыть. Астахов уверил президента, что у него неправильная информация: проверки показывают, что в прошлом году погибли вовсе не 16, а 25 детей. Так, Ленинградская область пыталась скрыть смерть двух детей.
Гибель 14 школьников, утонувших на Ейской косе, заставила чиновников ввести страхование детей в лагерях. До трагедии страховка существовала только в трех регионах — теперь гром грянул, и опомнились все. Правда, суммы небольшие — речь идет примерно о 10 тыс. рублей.
Но и существующие учреждения дышат на ладан: несмотря на поручение президента, перепрофилируются. Становятся гостиницами.
— Если в России продолжат “вылетать” по 70 лагерей в год, лет через десять детям будет негде отдыхать, — ужаснулся Медведев.
Краснодарский край