Россия проиграла тендер на поставку индийским ВВС среднего многоцелевого боевого самолета (MMRCA). Эту сделку на 126 истребителей ценой в $10 млрд. называют контрактом века. С июня 2007 года — самого начала тендера — российские чиновники от ВПК постоянно уверяли нас: победа будет за нами. Хотя в тендере участвовали также европейцы и американцы. При этом шансы российского “МиГ-35” изначально действительно оценивались высоко. В том числе и индийской стороной. Но почему же в результате в финал вышли французы, а наш “МиГ-35” сошел с дистанции?
Об этом в СМИ теперь авторитетно рассуждают эксперты. Американцы, дескать, вылетели по политическим соображениям, с Москвой у Дели и так много общих проектов, а главный принцип оборонной стратегии Индии — диверсификация источников получения вооружений. Потому якобы Индия сделала выбор в пользу Франции. В общем, мы — молодцы, но вмешалась большая политика. Но это не вся правда.
Как рассказал “МК” источник в ОПК, в последний год наши авиационные власти делали все возможное, чтобы проиграть в индийском тендере. И вовсе не потому, что являются агентами мирового сионизма, а потому что прекрасно понимают: если Россия получит этот контракт, то не сможет его исполнить из-за того состояния, в котором находится сегодня российский ОПК.
Причем, по мнению эксперта, при желании мы вообще могли бы заставить Индию отказаться от этого тендера, если бы предложили примерно следующее: господа, зачем вам старые платформы — “МиГ-29”, “МиГ-35” или “F-16”? Давайте вместе делать легкий самолет 5-го поколения, так же как делаем тяжелый? Однако мы прекрасно понимаем, что уже не способны поднять такой проект.
Возможно, поэтому среди представителей оборонки ходят упорные слухи, что правительство готовит беспрецедентные меры по выводу ОПК из коллапса. После майских праздников якобы должно состояться важное совещание, где будет утверждена программа развития ОПК с выделением очередных триллионов и поставлен вопрос о создании некоего нового органа по типу бывшего Министерства оборонной промышленности.
Говорили, что новую структуру должен был возглавить Владимир Поповкин — бывший зам. министра обороны по вооружению. Но его в пятницу президент назначил главой Роскосмоса. Среди кандидатур на этот пост его имя также звучало неоднократно, после того как в декабре прошлого года были озвучены претензии Кремля к бывшему главе Роскосмоса Анатолию Перминову.
Можно предположить, что возможному назначению Поповкина на оборонку в целом оказали отчаянное сопротивление высокие чиновники, занимающиеся производством и особенно продажей оружия. Они не могли простить Поповкину открытой критики ОПК и покупок иностранного вооружения. Так что теперь, если новое министерство и будет создано, то оно получит уже более покладистого руководителя.
Зато из Роскосмоса вскоре наверняка мы услышим стоны. Поповкин хоть и имел самую обаятельную улыбку в Минобороны, но всегда был человеком прагматичным и жестким, а потому он вряд ли поддержит программы полетов на Луну и Марс. Его конек — реальность: проблемы связи, телекоммуникаций, спутники наблюдения, с которыми у нас беда. Еще в бытность его руководства космическими войсками он умело выворачивал внутренности предприятиям космической отрасли, а став замом министра обороны, настоял, чтобы производитель платил штрафы за брак и срыв сроков поставок. Так что после его назначения в Роскосмосе наверняка стоит ожидать новых отставок и назначений.