Еще в начале 2000-х итальянский остров Лампедуза стал своего рода перевалочным пунктом для иммигрантов из Африки в Европу. Поэтому ничего удивительного, что с момента начала “арабского восстания” сюда прибыли не менее 25 тыс. человек — в основном из Туниса, но также из Египта и Ливии.
В начала апреля Франция и Италия решили совместно патрулировать воды южного Средиземноморья, чтобы остановить поток беженцев. Но что делать с теми, кто уже приехал?
Тунисцы в большинстве своем знают французский язык, и у многих во Франции родственники, поэтому они недолго думая поехали именно туда. Неделю назад власти французского департамента Приморские Альпы остановили поезда с этими эмигрантами из Северной Африки, нарушая условия Шенгенского соглашения. Италия заявила, что не может нести такое бремя в одиночку и что другие страны ЕС должны принять часть беженцев.
Далее последовали разнообразные дипломатические тумаки, которыми стали обмениваться чиновники двух стран.
По сути встал вопрос о дальнейшем существовании “шенгенской” системы — во всяком случае в ее нынешнем виде. В Париже зазвучали голоса за усиление предусмотренного Шенгенской конвенцией положения о ее временном приостановлении.
В ходе встречи Саркози и Берлускони подчеркнули, что Франция и Италия, безусловно, останутся участниками Шенгенского соглашения. Однако каждый лидер сказал свое “но”. Так, президент Франции отметил, что “Шенген необходимо реформировать” и в таких ситуациях, как нынешняя, нужно усилить пограничный контроль. Итальянский премьер заявил, что бывают “исключительные обстоятельства”, требующие особых мер.
Между тем Сильвио Берлускони решил, что Италия присоединится к операции по нанесению авиаударов по ливийским военным объектам. Тем самым он вызвал недовольство у своих ключевых партнеров по правящей коалиции.