Почитайте сами. Называется “О, дали, дали им свободу” — про “Князя Игоря” в Новой опере. Цитирую: “Он (режиссёр) не только уничтожает дух русской патриотической оперы, но и смеется над идеей священной “русскости” как таковой”.
Что такое “как таковой”? Зачем русскость в кавычках? Какой именно патриотизм защищает авторша статьи?
Во времена князя Игоря, в ХII веке, России не было. Откройте учебник. Были удельные княжества и непрерывные междоусобные войны, грабежи и безобразия (осуждаемые великими историками: Карамзиным, Ключевским и пр.). Князья о патриотизме не печалились. Их власть привела к тому, что здесь на триста лет воцарилось татаро-монгольское иго.
Во времена композитора Бородина, в ХIХ веке, Россия была и патриотизм был. Именно с точки зрения патриотизма тогдашние гении русской культуры писали о русской истории с глубокой печалью (Пушкин “История Пугачёва”, Толстой, Достоевский, Лесков…).
Авторше доноса не понравилось всё: танцуют плохо, поют плохо, оркестр слишком громкий… Она имеет полное право так думать и писать. На вкус и цвет товарищей нет. Но речь не об эстетике, речь о политике. Это совсем из другой оперы.
…В день выхода доноса (19 апреля) я писал в “МК” про эту оперу, еще не зная, что она преступна. Мой текст (“Русская правда”) вышел в среду, 20 апреля, а потом мне сунули разгромную статью в известной центральной газете: гляди!
Ух ты! Авторша пишет: “Почему господин Александров (режиссёр) так увлёкся “Князем Игорем” — непонятно. Разве что из откровенно деструктивных побуждений”.
Деструктивные — по-русски, разрушительные. После таких статей в сталинские времена режиссёра расстреливали, театр закрывали.
Но погодите; разве других причин (кроме деструктивных) быть не может? Что увлекало постановщиков этой оперы предыдущие сто с лишним лет?
Что увлекает художника? Душа, талант… А если идея, то у художника она всегда конструктивная (по-русски, созидательная). Даже “Бесы” Достоевского — патриотичны и созидательны, независимо от того, что про роман и автора орали террористы-народовольцы и террористы-коммунисты(б); маленькое “б” здесь означает большевиков — типа ВКП(б).
Да, есть люди, которые называют себя художниками (хотя это качество у них давно подверглось деструкции). Они за десятки миллионов долларов снимают кино про патриотизм как таковой. Они с пафосом, со слезой клянутся в любви к Родине, но их клятвы только усиливают подозрения в любви к бюджету.
У нас демократия. Преступного оперного режиссёра не расстреляют, не сошлют. У нас вегетарианские времена. Достаточно, чтобы на спектакль повадились ходить правильные молодые люди с помидорами. Или просто не дать денег. Опера — удовольствие дорогое. Задушить легко.