Гонконгская биржа — одна из крупнейших в Азии и седьмая по величине в мире, рассказал “МК” замглавы департамента Скотт Сэпп. Тем приятнее, что в 2010 году на нее вышла первая российская компания. А вскоре, подтвердил российский президент, выйдут еще 4—5. (Их названия не разглашаются, по некоторым данным, они связаны с угольной и добывающей промышленностью.)
Воскресенье на бирже — выходной. Поэтому неистовства брокеров, одетых на счастье в красные безрукавки, ДАМ не застал, а торговый зал, оснащенный самой навороченной техникой, встретил его гулкой тишиной. Тем не менее, осмотрев небольшой музей 100-летней истории Гонконгской биржи, Медведев остался доволен.
— Спасибо, что нашли время встретиться с нами, хотя сегодня воскресенье и биржа закрыта, — обратился он к руководству заведения. — В настоящее время перед Россией стоит задача создать полноценный финансовый центр в Москве, и ваш опыт нам очень интересен. Вот, кстати, здесь сидит один из счастливчиков, первым вышедший на Гонконгскую биржу в 2010 году, — кивнул он в сторону главы “Русала”. — Хотя это было очень трудное время и для России, и для самого Дерипаски. Здесь же, — продолжил ДАМ, — и г-н Волошин, который занимается подготовкой финансового центра в Москве. Но пока работа находится на организационной фазе, хотя и надеюсь, что мы уже больше чем на полпути к результату. А он очень для нас важен: когда г-н Цанг (глава администрации Гонконга. — “МК”) был в Москве, он справедливо отметил, что Лондон и Гонконг слишком далеки друг от друга, и где-то посередине должен быть промежуточный центр. Этот как раз Москва, и мы очень надеемся на вашу помощь при создании московского финансового центра.
— Россия уже больше чем на полпути, — заверили вежливые гонконгцы. — И если г-ну Волошину потребуется помощь, пусть обращается!
— Не надо, — неожиданно среагировал ДАМ. — А то он сейчас что-нибудь такое попросит… Главное для России сейчас — правильно себя позиционировать как часть Азии. А это даст нам дополнительные ключи и для работы с Китаем. Пожелаю вам, чтобы не было “черных” пятниц и вторников, — завершил он.
Ничего “такого” Волошин так и не попросил. Но признал, что Гонконгская биржа и в самом деле достигла огромных успехов, особенно в области хай-тека. Тем не менее создаваемый при его участии московский финансовый центр похож на нее не будет. И к лучшему, поскольку “МФЦ не будет отделен от остальной страны колючей проволокой, а будет интегрирован в финансовую и экономическую систему России”.
Впрочем, кое в чем Гонконг все-таки должен стать для нас образцом, убежден “счастливчик” Дерипаска. Прежде всего в том, что там “вся бизнес-инфраструктура работает на то, чтобы сделать процесс инвестиций максимально прозрачным”. И это, подтвердил помощник президента Аркадий Дворкович, самое главное, ведь “простые и прозрачные правила регулирования и отличное технические оснащение должны скомпенсировать неудобство работы в Москве”.
Гонконг — Москва