Украинцы в составе миротворческих сил в Кот-д’Ивуаре появились в начале февраля. Виктор Янукович подписал предварительно одобренный парламентом закон “относительно направления миротворческого контингента для участия Украины в предоставлении поддержки операции ООН”. 60 украинским военнослужащим, передислоцированным из Либерии на трех вертолетах “Ми-24”, поручались поисково-спасательные работы, поддержка сопровождения автомобильных колонн с воздуха, ведение наблюдения в интересах ООН и прочие нужные действия. Окончательное решение о применении оружия против какой-либо из сторон конфликта внутри государства, как было заранее оговорено, мог принимать исключительно офицер-украинец. Ровно через два месяца службы на новом месте они пустили в ход оружие...
Решение о новой командировке миротворцев принималось в Верховной раде с оглушительным скрежетом. Прежде всего оттого, что профильный парламентский комитет 7 голосами из 11 рекомендовал не голосовать за предложение Януковича фактически вмешаться в чужую войну. Глава комитета по вопросам нацбезопасности и обороны, экс-глава МО Украины Анатолий Гриценко, собственно, и акцентировал внимание коллег на высокой степени вероятности применения вертолетчиками оружия в африканской державе. Что автоматически превращало бы украинцев в союзников одной из воюющих сторон (вероятнее всего, поддержанного Соединенными Штатами и ООН победителя последних президентских выборов Алассана Уаттара) и противоречило записанному в Основном законе статусу Украины как нейтральной внеблоковой державы. Но, очевидно, на отправку таки вертолетчиков в неспокойную страну повлияло обещание резко повысить размер денежного довольствия миротворцев. Ранее он составлял по сравнению с прочими представителями миротворческого контингента ООН просто смехотворные 500—1200 долларов в месяц. Несмотря на такую откровенную дискриминацию, в долгосрочные поездки в Косово, Либерию, Ирак и прочие “горячие точки” рвались тысячи людей, служащих в украинских вооруженных силах.
Но отныне сержанты и старшины, выполняющие миротворческую миссию, получают из государственной казны от 1860 до 2710 долларов ежемесячно, переводчики, техники и врачи — по $2850, офицеры и старшие офицеры — от 2850 до 3600 долларов. Считается, что спустя некоторое время бюджет ООН эти суммы украинской казне компенсирует в полном объеме; впрочем, в СМИ не раз появлялась информация о периодически возникающей “нью-йоркской” задолженности…
Стоит напомнить: во времена правления Леонида Кучмы практика отправки воинских контингентов далеко за пределы Украины процветала куда больше. В Ираке, к примеру, украинцы пытались как бы застолбить право на последующее восстановление тамошней инфраструктуры. Увы, более мощные в экономическом отношении западные страны попросту “кинули” Кучму, разобрав между собой самые выгодные подряды.
…Скорее всего, после последнего ЧП в небе над Абиджаном 60 миротворцам по возвращении присвоят статус участников боевых действий. Злые языки уже успели поделиться в оппозиционных СМИ своими догадками по поводу обоснованности стрельбы по тому злополучному складу, намекая на претензии экипажей вертолетной пары на столь желанный статус…