"Всего за период 1998-2003 годов ЮКОСом было заплачено несколько десятков миллиардов долларов налогов. По уровню налогов на тонну добытой нефти ЮКОС был в числе середняков отрасли. Еще около 30 миллиардов долларов налогов было незаконно начислено ЮКОСу, чтобы обанкротить компанию", - заявил Ходорковский в интервью проекту "Сноб".
Говоря о своем личном доходе, Ходорковский отметил, что он складывался из трех частей: зарплата в ЮКОСе, дивиденды от группы "Менатеп" и выплаты по гражданско-правовым договорам.
"Основная сумма - это, естественно, дивиденды. Точную цифру не скажу, но порядок - сотня миллионов долларов. Эти деньги были задекларированы, с них были уплачены все предусмотренные российским законодательством налоги. Сразу скажу, подавляющая часть этих денег была вложена в развитие компании и в мои личные благотворительные проекты ("Открытая Россия", лицей-интернат "Коралово" и другие)", - пояснил Ходорковский.
При этом бизнесмен уточнил, что его зарплата в НК "ЮКОС" была установлена в соответствии со штатным расписанием и решением совета директоров. "Размер разный в разные годы, скорее символический, так как я был одним из основных акционеров", - пояснил Ходорковский.
"Также я получал деньги как индивидуальный предприниматель, если работа не была связана с моими основными обязанностями в ЮКОСе, поскольку вел еще ряд проектов до 1999 года. Это единственный тип вознаграждений, по налогообложению которого государство предъявило мне претензии. Я был обвинен в недоплате 50 миллионов рублей налогов и сборов при получении гонорара за оказанные консультационные услуги. Я не согласен с такой трактовкой закона, но эти деньги были выплачены налоговым органам моими коллегами в ходе первого процесса".
Ходорковский также развеял миф о том, что крупнейшие российские компании были созданы "на крови". "Могу со всей ответственностью сказать, что подавляющее большинство российских крупнейших предпринимателей заработали свои состояния не на крови. У предпринимателей другая психология, иной склад ума. Бизнесмены предпочитают договариваться, судиться, откупаться, но не стрелять", - отметил предприниматель.