Что и требовалось показать

Назарбаев намерен править Казахстаном еще 10 лет

Триумфально переизбраться на новый пятилетний срок должен был в воскресенье президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Официальная Астана пыталась придать выборному действу характер увлекательной гонки. Но все, естественно, всё знали заранее. Тем более что отметивший в прошлом году 70-летний юбилей Назарбаев, по данным “МК”, открыто заявил своему окружению: если позволит здоровье, то в ближайшие 10 лет никуда я из власти не уйду.

Назарбаев намерен править Казахстаном еще 10 лет
Настольные скульптуры Назарбаева пользуются спросом.

Перед днем голосования по столице страны Астане гулял показательный анекдот. Наутро после выборов один из трех “соперников Назарбаева” просыпается и узнает, что он получил целых три голоса. Его жена тут же заливается слезами и набрасывается на мужа с упреками: “Я так и знала, что у тебя есть любовница!”.

В реальной жизни такие скромные результаты “альтернативных” кандидатов, конечно, невозможны. Чтобы получить право участвовать в выборах, каждый представил несколько десятков тысяч подписей в свою поддержку. И, по словам крупного политического функционера в Астане, теперь власть обязана обеспечить арифметически логичные результаты. Мол, было бы очень глупо, если бы число проголосовавших за “соперников Назарбаева” было меньше, чем количество подписей в их поддержку.

Но в принципе даже высокие сановники в Астане не считали нужным особенно тщательно скрывать, что мы имеем дело прежде всего с политическим спектаклем. “Вы можете доказать, что ваш орган не карманная структура, призванная лишь проштамповывать решения президента?” — такой нарочито провокационный вопрос я задал спикеру казахстанского Мажилиса (нижней палаты парламента) Уралу Мухамеджанову.

В соответствии с законами жанра спикер бросился меня гневно опровергать: “Я ностальгирую по СССР. Но советский Верховный Совет действительно был декоративным органом: все его решения заранее готовились аппаратом. А у нас же здесь такие дебаты! К сожалению, народ не видит настоящей работы Мажилиса: пар ведь выпускается на заседаниях рабочих групп! Иногда мы корректируем правительственные законопроекты на 80—90%!”.

Но вскоре спикер увлекся и начал резать правду-матку про основы местной политической системы: “С моей, личной точки зрения, многопартийность — это дань моде, а не политической целесообразности. Мы идем по пути многопартийности потому, что это считается “писком демократии”. Но вот в период глобального экономического кризиса наш однопартийный Мажилис сработал лучше, чем мог бы сработать многопартийный. Мы принимали нужные законопроекты за сутки. А в многопартийном Мажилисе началась бы работа на телекамеру!”.

Все это выглядит как открытое восхваление авторитарной формы правления. Но казахстанская политическая действительность наотрез отказывается укладываться в жесткие рамки классических политологических схем.

Есть у меня в Алма-Ате давняя знакомая — цветущая русская женщина. Она полностью увлечена семейной жизнью, и политика ей по барабану. Поэтому вопрос “пойдешь ли на выборы?” я задавал ей с твердой уверенностью в отрицательном ответе. Но, к моему удивлению, ответ звучал так: “Пойду первым же делом, утром, и обязательно проголосую за Назарбаева!”.

Нынешней казахстанской власти не всегда удается принимать разумные решения в языковом вопросе. Но для местных русских Назарбаев все равно остается гарантом их спокойной и стабильной жизни. Казахи в силу понятных причин националистических проявлений боятся меньше. Но для основной массы казахского населения Назарбаев — тоже основа стабильности. Пример соседней Киргизии, где конкурирующие кланы разрывают страну на куски, у всех на глазах. Разумные люди понимают: при неадекватной власти такое вполне может случиться и в Казахстане. Вот и получается: Назарбаев выигрывает не только за счет административного ресурса, но и за счет своей реальной популярности.
Конечно, двадцать с лишним лет беспрерывного пребывания у власти не могли не наложить на Нурсултана Абишевича своего отпечатка. Даже сотрудники президентского аппарата признают: Назарбаев стал слишком терпим к льстецам. Зримые доказательства этого можно с легкостью обнаружить на улицах Астаны. Прогуливаясь как-то летом мимо монумента в честь независимости Казахстана в Астане, я обомлел: одна из статуй была явно призвана изображать собой президента. Чуть позже в здании, где заседал астанинский экономический форум, я заметил и огромное красочное панно аналогичного содержания: любимый лидер ведет за собой народ.

Но, к счастью, “бронзовение” высшей власти Казахстана пока не затрагивает сферу реальной политики. Назарбаев по-прежнему демонстрирует свой знаменитый политический инстинкт, позволяющий ему принять нужное решение в нужный момент.

В полшестого вечера в пятницу накануне выборов я оказался рядом с рабочей резиденцией Назарбаева “Ак-Орда”. Внезапно ворота распахнулись, и из них выехал кортеж из пяти машин, в центре которого гордо красовался лимузин Назарбаева с номером KZ-01. Движение было, естественно, перекрыто. Но снующих тут и там прохожих никто и не думал отгонять от проезжей части.

Для меня эта сцена была живым символом нынешней казахстанской власти. Эта власть сама живет очень хорошо, но при этом дает неплохо жить и другим. Возможно, именно поэтому очередные перевыборы Назарбаева проходят в обстановке столь глубокой скуки.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру