Недавно один из самых известных либеральных экспертов, безусловно, сторонник второго срока Дмитрия Медведева, подготовивший, кстати, одну из самых обсуждаемых сейчас предвыборных стратегий, предупредил весь властный тандем: “Чем позже они определятся, кто из них пойдет на выборы-2012, тем быстрее они окажутся в роли “хромых лошадей” или “уток”, кому как больше нравится!”
Впрочем, пока нет данных о том, что кто-то из тандема в ближайшее время публично объявит о начале своей предвыборной кампании. Но это, в свою очередь, не значит, что Медведев и Путин не прощупывают электорат. Последние поручения президента премьеру, а также генпрокурору Юрию Чайке и главе кремлевской администрации Сергею Нарышкину вполне можно расценить и как своего рода предвыборный ход.
Год назад, выступая в Госдуме с антикризисным отчетом правительства, премьер объявил о повышении с 1 января 2011 года обязательных страховых платежей с 26% до 34%. Тогда как глава Минфина Алексей Кудрин уверял, что будет максимум 32%. Однако Путин подсчитал, что эти 2% дадут дополнительно 225 млрд. в год, и решил отремонтировать на эти деньги чуть ли не все провинциальные больницы. Намерение, конечно, благородное. Но, как показывают итоги первого квартала, абсолютно нереальное — сбор платежей упал минимум на 200—300 млрд. рублей, так как малый и средний бизнес подались в тень.
Не случайно еще в послании Федеральному собранию Медведев предложил оставить 26% платежей малым предприятиям, работающим в социальной и промышленной сфере. Но эта инициатива не сработала. По оценке ОПОРы России, таковых предприятий не более 15—18% от их общей массы. А средние вообще оказались на бобах. Вот президенту и пришлось применить административный ресурс. Его первое апрельское поручение премьеру: “Представить предложения по механизму снижения тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, обязательное социальное и обязательное медицинское страхование с 1 января 2012 г. до уровня, близкого к уровню, установленному до 1 января 2011 г.”. В срок до 1 июня. Видимо, к 26% уже не вернуться, особенно если учитывать путинские 2% “больничных”. Но и 28% — это уже победа здравого смысла.
Впрочем, весьма дорогостоящая. На последнем заседании президиума правительства Путин категорически отверг предложение Минфина и ряда экспертных групп, работающих над новой редакцией стратегии-2020, резко увеличить водочные и табачные акцизы. Но осталась не обсужденной возможность роста налога на добычу полезных ископаемых для “Газпрома”. Вполне справедливо отнять у госмонополии маржу от повышения цен на газ для населения (с 1 апреля они выросли еще на 9,5%). Не прекращается также схватка вокруг отмены с 2012 года льгот по уплате налога на недвижимость с инфраструктурных объектов естественных монополий (цена вопроса — до 1,5 трлн. рублей в год). Президент также поручил до 15 мая представить график распродажи активов крупнейших госкомпаний (а это еще не менее 1 трлн. рублей за три года). Наконец, Медведев приказал сэкономить 15% бюджетных средств и 10% расходов госкомпаний на закупках (еще до 1 трлн. рублей в год). Так что деньги на снижение страховых платежей найти можно, была бы политическая воля.
Конечно, президентские инвестпоручения этим не ограничиваются. Медведев еще и нанес удар по позициям высшей правительственной бюрократии, фактически управляющей ключевыми сырьевыми госкомпаниями. До 1 июля ряд ближайших соратников Путина, например вице-премьер Игорь Сечин, должны покинуть советы директоров такого рода структур. В частности, Сечину придется отдать пост председателя совдира “Роснефти” какому-нибудь независимому директору.
Конечно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Но это в арифметике. В политике же все зависит от конкретной расстановки сил. Так что лето в России вновь будет горячим. По крайней мере в политике.