По данным ГВП, только за первые два месяца 2011 года в войсках зарегистрированы свыше 500 насильственных преступлений, в результате которых более 20 военнослужащих получили тяжкие увечья, а двое погибли. Как подчеркнул главный военный прокурор, в 2010 году количество таких преступлений в войсках возросло более чем на 16 процентов. При этом Фридинский разделил их условно на три основные группы — преступления с целью завладения имуществом, преступления на национальной почве и рукоприкладство командиров.
В ГВП заявляют, что знают, отчего так происходит. В росте преступлений на национальной почве винят общество — школа, мама, папа не воспитали в духе интернационализма. То, что солдаты стали чаще отнимать у своих сослуживцев мобильники и деньги, — тоже следствие их недовоспитания на гражданке. Ну а рукоприкладство участилось из-за того, что воспитательный сегмент в армии сократили, а методы подготовки командиров устарели.
— “Стоять”, “лежать”, “отжаться” сегодня в армии не работает — люди служить приходят уже другие. Если он на гражданке ставит свою машину где хочет и его не волнует то, что она может мешать другим, то и в армии он ведет себя соответственно. Это не те мальчики, что приходили служить 10—15 лет назад, — заявил военный прокурор.
Целью этого совещания Фридинский назвал “взбудоражить больших и маленьких людей, от которых зависит ситуация в армии”. “Большие и маленькие люди”, собравшиеся в ГВП, — это депутаты Госдумы, военные, правозащитники и представители общественности. Одним из таких, например, был Никита Михалков.
О чем именно говорили собравшиеся, журналисты не слышали — их попросили покинуть зал сразу же после приветственного слова Фридинского. А когда прокурор вышел по окончании собрания “на подход к прессе”, то ничего конкретного представители СМИ от него так и не узнали. Фридинский сказал только, что готовятся “надзорные и проверочные совместные выезды” и “проведение социсследований”.
— Но проведение социсследований — это достаточно долговременное мероприятие, а данные о росте преступности вы решили обнародовать именно сейчас, буквально за несколько дней до начала призыва. Есть что-то, что поможет изменить ситуацию для тех, кто пойдет служить уже этой весной? — задал вопрос “МК”.
Сергей Фридинский ответил, что то, о чем говорилось сегодня, не имеет конкретного отношения к нынешнему призыву.
В военном комиссариате Москвы “МК” заявили, что, несмотря на общее положение по стране, с призывниками из столицы и Московской области дела обстоят куда лучше:
— Если в предыдущие годы имели место случаи самовольного оставления воинских частей из-за неустанных взаимоотношений, то в 2010 и 2011 годах таких случаев не было. Так же как и не было ни одного “груза 200” из последних призывов. Что касается новобранцев с Кавказа, то мы их отправляем в войска очень много, к вопросу подходим очень серьезно и случаев неуставных отношений с этими военнослужащими, отправленными нами, не было ни одного.