Обсуждение результатов последней кампании предварялось докладом “Гражданского контроля”. Его авторы сделали вывод, что партии стали менее активными: ни в одном из 13 регионов не были представлены все 7 зарегистрированных партий. Рейтинг самых апатичных возглавило “Правое дело”, которое пошло на выборы только в Дагестане и не выдвинуло ни одного кандидата-мажоритария. Сократилось и число соискателей на муниципальных выборах. Один из кандидатов, Алексей Бутьев, объяснил это так: местный депутат зарплату не получает, поэтому идут только богатые люди, чтобы делать свои дела.
Еще одно новшество: на стадии регистрации были сняты несколько кандидатов от “Единой России”. В этой связи общественники обращают внимание на “отсутствие единообразной практики проверки подписей и толкования понятий “исправления” и “помарки”. И рекомендуют Центризбиркому уточнить эти понятия, чтобы в дальнейшем не было недоразумений.
У оппозиции показатели традиционные: не допущен к выборам каждый второй кандидат от “Патриотов России”, сняты более 60% самовыдвиженцев.
По мнению докладчиков, выборы прошли без серьезных нарушений. Представитель ЦИК Игорь Борисов, в свою очередь, сообщил, что количество жалоб выросло по сравнению с осенней кампанией (677), но подтвердились только 54 нарушения (меньше, чем раньше).
Но не все общественники были настроены столь благостно, и возникла полемика. Михаил Полянский спросил коллег о причинах эпидемии в Тамбове: “Почему столько народу заболело и все заболевшие дружно проголосовали?” “Там великолепно сработала избирательная комиссия, — парировал директор фонда “Свободные выборы” Игорь Богданов. — Она дала возможность проголосовать каждому нездоровому человеку. Если все комиссии будут так работать — количество открепительных будет расти, и не нужно этого пугаться”.
Однако председателя Межрегионального объединения наблюдателей Андрея Бузина ситуация пугает. “Есть видеоматериалы о вбросах бюллетеней. Это преступление, за которое дают 4 года. Но если вбрасывают за нужную партию — никто не замечает. Партии находятся в неравных условиях”.
“Ну и что? А разве в США есть равноправие всех партий? Там две “равнее” всех остальных”, — успокоил представитель Центризбиркома.
На закуску Бузин зачитал рукопись председателя избиркома одного из субъектов Федерации. В ответ на вопрос, почему журналистов не допустили до подсчета голосов, он пишет: “Законом не предусмотрено предоставление результатов выборов представителям СМИ”. Если учесть, что именно СМИ доводят эти результаты до общества, то получается, что закон запрещает знакомить общество с итогами выборов.