Фамилия следующего Президента России сегодня по-прежнему зависит от позиции только одного человека — Владимира Путина. Как ВВП решит в конце этого года, так и будет. Но какое решение в конечном итоге примет Владимир Владимирович, сегодня неизвестно. А раз так, то на премьера, получается, еще можно повлиять. Мол, уходите лучше, Владимир Владимирович, в сторону, так будет лучше и для вас, и для страны. Именно это и попытались вчера сделать работающие на Дмитрия Медведева эксперты.
Сначала в докладе ИНСОРа ставится диагноз путинскому политическому наследию: “После напряженных 90-х мы получили передышку. Но в политэкономике это привело к регрессу: привстав с колен, страна попятилась назад”.
Все достижения последних 11 лет медведевские эксперты фактически объявляют фикцией. Разговоры о модернизации — это пустая болтовня. Как написано в докладе, “реальная политика такова, будто для выхода из тупика достаточно косметики”. Появление вокруг нас множества атрибутов современности — не более чем иллюзия. Эксперты ИНСОРа вводят термин “импортная современность”. По некоторым статьям расходов мы современны, но “по источникам доходов — мы архаичны”.
Нарисовав столь непривлекательную картину, медведевские эксперты мягко подводят нас к мысли, что от личности следующего президента зависит само существование страны: “Следующее президентство может стать временем углубления застоя, реставрации худших черт нашей общественно-политической архаики. Отставание России может стать необратимым”. Этому противопоставляется другой вариант: следующий президентский срок может стать временем старта реальной, а не бумажной модернизации. Ни одной фамилии конкретного политического деятеля в тексте не называется. Но они, естественно, угадываются с полпинка.
Для особо непонятливых в тексте доклада содержится призыв к демонтажу путинской вертикали власти. По задумке медведевских экспертов, “политическую систему необходимо привести в соответствие с духом и буквой Конституции”.
Особо трогательной выглядит попытка перевербовать на сторону либеральных идей ту часть правящего класса, которая сейчас жестко ориентирована на Владимира Путина. Как значится в докладе: “Сохранение инерции крайне опасно для тех представителей правящей элиты, которые сейчас находятся в эпицентре власти и собственности. Задержка с обновлением чревата кризисом с непредсказуемыми последствиями. Может реализоваться сколь угодно острый сценарий: от замораживания уже давно раскрытых активов до юридических и политических преследований”.
Возникает вопрос: кто именно стоит за докладом ИНСОРа? Был ли он согласован, например, с главой попечительского совета института Дмитрием Медведевым? Скорее всего, нет. Президент наверняка хочет остаться на второй срок. Но ему нет нужды лично санкционировать столь нелояльные жесты в отношении партнера по тандему. Члены свиты первого лица занимают свои должности в том числе и благодаря умению ловить и правильно интерпретировать носящиеся в воздухе флюиды.
Прислушается ли Владимир Путин к недвусмысленным предложениям ИНСОРа? Это, наверное, сегодня главная тайна российской политики. Но очевидно одно: по мере приближения парламентских и президентских выборов в нашей общественной жизни начался хоть какой-то оживляж. Это неплохо, даже несмотря на то, что в стране по-прежнему остается один-единственный избиратель — ВВП.
Алексей Кудрин: из министров в вожди?
На презентации своего доклада глава ИНСОРа Игорь Юргенс сделал довольно интригующее заявление. По мнению неформального советника президента Медведева, пребывающая ныне в состоянии политического коматоза прокремлевская либеральная партия “Правое дело” должна обрести нового сильного лидера. С точки зрения Юргенса, им мог бы стать один из трех людей: первый вице-премьер Шувалов, президентский помощник Дворкович, министр финансов Кудрин.
Не знаю, жаждут ли Дворкович или Шувалов превращаться в партийных вождей. Но вот о наличии подобного желания у Алексея Кудрина активно шепчут недоброжелатели министра финансов.
Алексей Кудрин возглавляет наш Минфин аж с 2000 года. Для современной России это абсолютный рекорд. Естественно, столь длительное пребывание в должности не может не вызвать у ее обладателя чувства усталости. По словам врагов Кудрина, ему надоело быть министром финансов. Он хочет новых вызовов и новых свершений. Только так, по мнению этих людей, можно интерпретировать недавнюю речь Кудрина в Красноярске, где обычно не склонный к вмешательству в политическую жизнь министр финансов в пух и прах разнес современную российскую действительность.
Согласно данным из упомянутых источников, Кудрин не прочь возглавить политическую партию и даже уйти на время выборной кампании в отпуск с поста министров финансов. После выборов Алексей Леонидович якобы видит себя либо в кресле премьера, либо руководителя Центрального банка. Превращение ЦБ в реально важную и влиятельную организацию по европейскому образцу — интересная задача для такого амбициозного политика, как Кудрин.