Перед приездом Байдена появились слухи, причем из кремлевского источника, что г-н Байден приезжает на “смотрины”, что он хочет “благословить” Дмитрия Медведева на президентство.
То есть вице-президент другой страны приезжает в Россию и, поскольку Обаме, типа, Медведев “ндравится” больше Путина, то он его, типа, похлопает по плечу и скажет: “Давай, старик, заграница вам поможет!..”
Неудивительно, что в Кремле это назвали бредом.
Согласно программе вице-президента США, он встретится с американскими предпринимателями, после чего отправится в школу управления “Сколково” и примет участие в “круглом столе” с российскими бизнесменами. На вечер того же дня намечена встреча Байдена и Президента России Дмитрия Медведева.
Еще, безусловно, будет встреча с Владимиром Путиным и российскими правозащитниками.
Вряд ли следует в этой программе искать двусмысленность — тут все ритуально.
Встреча с американскими предпринимателями нужна для демонстрации интереса к инвестициям в Россию. Интереса, которого нет, потому что Москва на грани запрета въезда в США 60 чиновников, причастных к смерти юриста фонда “Хермитедж Кэпитал” Сергея Магнитского, замученного в тюрьме рейдерами с погонами.
На встрече м-р Байден будет делать вид, что все хорошо, но если этим негодяям действительно запретят въезд, то Байден будет ни при чем и лишь выразит сожаление. И, кстати, добавит, что американской вины в запрете нет — она просто не пускает на свою территорию людей, замешанных в преступлениях и хищениях.
Обратим внимание на эту позицию.
Далее будет ритуальный визит в “Сколково”, где Байден вежливо послушает “планов громадье”, которое ему навесят, и скажет, что Америка готова помогать России в модернизации, и эта модернизация может быть гораздо шире, чем просто iPhone в руках у Медведева. Потом вице-президент послушает российских бизнесменов, которые расскажут, что им прекрасно и комфортно работается и, видимо, вскоре сам Байден поставит себе в машину наш “Глонасс”.
Там же он вежливо выслушает многочисленные просьбы от этих же бизнесменов, которые заверят его, что лично им мешает в работе поправка Джексона—Веника, что будет враньем. А еще мешает отсутствие членства в ВТО, что будет абсолютной правдой, ибо, по плану, помимо темы ПРО, которая будет обсуждаться, действительно в который раз будет поднят вопрос вхождения России в ВТО.
Интересно, что ранее министр финансов РФ Алексей Кудрин заявлял, что все разногласия с США по этому вопросу улажены. Это тоже пример вранья, потому что улаживать вопрос вступления в ВТО России приходится не с Америкой, а с Грузией, которая как действующий член ВТО категорически отказывается дать согласие на вступление России в эту организацию, а правила там именно таковы. И действительно, можно ли представить себе, что Россия, отторгнувшая двадцать процентов грузинской территории и закрывшая границу для грузинских товаров, вступит в организацию свободной торговли, чем и является ВТО? И как бы ни мистифицировал Кудрин граждан, именно с Грузией Россия ведет сейчас тяжелые переговоры в Берне. И идут эти переговоры по инициативе именно российской стороны, о чем российское телевидение как-то забыло сообщить.
Не менее ритуальной будет встреча с Путиным, который напомнит Байдену, что мы встаем с колен, что у нас суверенная демократия, что у Ходорковского руки по локоть в крови и что лезть в наши дела не следует. Байден посмотрит на Путина вежливым взглядом и подтвердит суверенность высказанной мысли, которую он за одиннадцать путинских лет выучил наизусть не только по-английски, но и по-русски.
Далее будет встреча с российскими правозащитниками, где они пожалуются... ну, есть ли смысл перечислять то, на что они пожалуются. Да все на то же!
Хотя в этот раз оппозиция, так же как и власть, потребует как отменить поправку Джексона—Веника, так и попосредничать в деле вступления в ВТО.
А дальше Байден уедет, и вот тут-то!..
Кстати, а что будет дальше?
В этом-то и есть самый большой вопрос, ведь, честно говоря, г-ну Байдену все наши беды по Байдену.
Улыбнется ли Байден Медведеву, нахмурится ли Путину, обнимет ли правозащитников — все это в нашей жизни ровным счетом ничего не изменит.
И все разговоры о том, что российская жизнь определяется в “вашингтонском обкоме” — точно такой же бред, как и “смотрины Медведева”.
Если запустит Россия модернизацию, справится с коррупцией — Байден одобрительно похлопает Путина—Медведева по плечу.
Если рухнут медведевские планы, если привычно поплывет Россия по течению дальнейшей деградации, Байден заботливо положит на могилку нашей “суверенности” пару “ножек Буша” и поблагодарит бога, что Россия в очередной раз облажалась и Америке не конкурент.
В фильме Тодоровского “Стиляги” бывший стиляга, ставший дипломатом, на пару дней возвращается в СССР и, встретив друга, который все так же ходит с коконом и в узких штанах, сообщает ему, что в Америке стиляг-то нет. Это миф, который мы сами для себя придумали.
Точно так же мы выдумали для себя миф об Америке, которой мы интересны и которая вместо нас решит какие-то наши проблемы.
Так что появится ли русский iPhone, заработает ли “Сколково”, будут ли и далее чморить оппозицию — все это зависит исключительно от нас, от российской власти и российских граждан.
И тут Байден не более чем доктор из известного анекдота, который стоит над умершим и с наигранной заботой спрашивает, потел ли он перед смертью?