За спиной Путина благотворят что хотят

“МК” провел свое расследование скандала с фондом “Федерация”

Скандал вокруг фонда “Федерация”, который в декабре прошлого года провел благотворительный концерт с участием Владимира Путина и звезд мирового уровня, продолжается. Фонд обещал оказать помощь больницам, занимающимся лечением детей, страдающих онкологическими и офтальмологическими заболеваниями. Но родители детишек утверждают, что никакой помощи не дождались. Главным вопросом в этой истории по-прежнему остается: была ли благотворительная акция аферой?

“МК” провел свое расследование скандала с фондом “Федерация”
Рисунок Алексея Меринова

Происшедшее похоже на дурной детектив, красной нитью в котором проходит сюжет: Владимир Владимирович Путин посетил благотворительный вечер, организованный Владимиром Владимировичем Киселевым, и невольно оказался замешан в мутную историю. 10 декабря в Ледовом дворце Петербурга состоялся концерт, который почтили присутствием мировые звезды: Микки Рурк, Жерар Депардье, Шэрон Стоун, Моника Беллуччи, Ален Делон. И — российский премьер-министр, сыгравший на рояле песню “С чего начинается Родина”. За десять дней до акции глава фонда “Федерация” — того самого, который организовывал концерт, — Владимир Киселев дал пресс-конференцию. Киселев ранее был известен как представитель шоу-бизнеса: продюсер группы “Земляне”, затем — гендиректор ФГУП “Кремль”, которое организовывало каток на Красной площади и концерт Пласидо Доминго. Как признал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, нынешний премьер знаком со своим тезкой по фамилии Киселев.

На пресс-конференции 30 ноября Владимир Владимирович (Киселев), по ходу дела хамящий журналистам, сообщил, что именно в этот день (то есть когда проходила пресс-конференция) фонд “Федерация” заканчивает свою регистрацию. Заметьте: к этому моменту организация концерта уже шла полным ходом, если не сказать — подходила к концу. О деятельности других благотворительных фондов Киселев отозвался довольно презрительно — они, дескать, львиную долю полученных средств тратят на фуршеты и лишь малую толику — на помощь нуждающимся. “Хорошая благотворительность. Вызывает умиление”, — скептически произнес Владимир Владимирович Киселев. То ли дело “Федерация”. По словам выступающего, фонд постарается сделать все возможное, “чтобы дети, клиники, которые мы выбрали”, получили помощь до благотворительного концерта — “чтобы не дать повод потом никому сказать, что мы все средства себе на организацию взяли”.

Владимир Путин на том самом благотворительном концерте. фото: АР

Прошло три месяца. Ольга Кузнецова, мама больной девочки Лизы, написала открытое письмо, в котором заявила, что ни денег, ни помощи от фонда дети не дождались. PR-менеджер “Федерации” Кристина Сникерс сказала, что фонд никаких средств не собирал. Он только помогал организовывать акцию. Более того, у организации даже расчетного счета нет. Сам Владимир Киселев в интервью телеканалу “Дождь” возмутился: “Что украдено? Всё развозилось в госпитали Делоном, Депардье уже после концерта”. Что — всё, если известно, что звезды приезжали в больницы с подарками типа цитрусовых и конструкторов “Лего”?

В последние несколько дней поисками “благотворительных” денег занимались на самым высоком уровне. Определенные результаты это расследование принесло. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков назвал три конкретные больницы, куда должно быть поставлено оборудование — в рамках обещанной фондом помощи. Песков пояснил: когда принималось решение об участии премьера в концерте, Белый дом интересовали именно эти три больницы: московский НИИ детской онкологии, а также петербургские детская больница №1 и горбольница №31.

Однако Киселев на пресс-конференции говорил о 5—6 клиниках, которым будет оказана помощь. Как быть с остальными, на которых Белый дом не акцентировал внимание, но “Федерация” намеревалась помочь?

Скандал полыхает уже несколько дней, но так до сих пор и нет понимания, что же все-таки произошло. Под видом благотворительной акции провернули аферу? Или же в планах организаторов по неведомым нам и не зависящим от них причинам произошел сбой, в детали которого общественность посвящать просто не хотят?

Пока руководство “Федерации” не дает никаких внятных комментариев и “путается в показаниях” — это больше всего раздражает общественность. Если инкогнито благотворителей порой оправданно, то уж расходы благотворительных фондов в цивилизованных странах должны быть прозрачными…

Владимир Киселев.

“МК” задал участникам истории с фондом “Федерация” и экспертам несколько вопросов на горячую тему.

Вопрос Ольге КУЗНЕЦОВОЙ, маме 13-летней Лизы, находящейся в 31-й больнице Петербурга, автору открытого письма по поводу неполученных “благотворительных” денег: “Кто из фонда “Федерация” обещал вам помочь? Выходили ли сотрудники фонда или чиновники на контакт с вами после появления вашего письма?”

— Никто конкретно деньги мне не обещал, я об этом прочитала в газетах, на ведущих телеканалах это тоже говорилось неоднократно. Теперь нашим детишкам нанесен большой вред. Потому что те спонсоры, которые обычно с нами работали, теперь считают, что после такой акции на нас средства льются ручьем, что дети больше ни в чем не нуждаются. А на самом деле мы не получили ничего, кроме мыльных пузырей от Микки Рурка и груш от Алена Делона, когда они посетили больницу… После публикации моего письма мне никто, связанный с этой ситуацией, не звонил и ничего не объяснял.

Вопрос главврачам больниц, которым должна была быть оказана помощь: “Чем вас поддержал фонд “Федерация”?”

Анатолий КАГАН, главврач детской городской больницы №1 (Петербург): “Не хочу это развернуто комментировать, потому что не собираюсь ни с кем воевать. Нам обещали оборудование. И я уверен: оборудование будет закуплено”.

Анатолий РЫВКИН, главврач городской больницы №31 (Петербург): “Каждую неделю к нам в детскую онкологию приезжают актеры, выдающиеся спортсмены, даже целые театры. В тот раз приехали голливудские артисты. Они по дороге купили что сочли нужным: дарили детям мягкие игрушки, конструктор, железные дороги. Пообщались — и уехали. А фонд “Федерация” — это другая история. У него большие планы, и он пытается решать глобальные вопросы. Это научные центры, противораковые препараты и так далее. А вообще денег мы не собирали и собирать не будем. Потому что оборудование для больницы, слава богу, закупается, в программе его очередная модернизация. Лекарствами нас обеспечивает городской бюджет… А письмо написала мама пациентки Лизы Кузнецовой, которая даже не онкологическая больная. Она приезжает к клинику на один день раз в два-три месяца. И надо же, так повезло, встретилась с Шэрон Стоун! Кстати, Лиза полностью обеспечена лекарствами за счет питерского благотворительного фонда. У нее все в порядке”.

КОММЕНТАРИЙ “МК”: Тут стоит заметить, что впервые информация о странной истории с фондом появилась не в письме Ольги Кузнецовой, а в статье журналистов сайта “Фонтанка.ру” — еще 20 декабря прошлого года. Уже тогда авторы задались вопросом, куда делись собранные средства. Однако ответа не получили.

Вопрос спонсорам мероприятий фонда, компаниям “Согаз” и “Ростелеком” (по данным прессы, именно они оплачивали подготовку концерта), по сути остался без ответа. Мы хотели выяснить, какие средства они потратили и как они были израсходованы.

Директор департамента внешних коммуникаций “Ростелекома” Олег Румянцев подтвердил “МК” — компания действительно участвовала в этом проекте. “В соответствии с нашим положением о благотворительности должен осуществляться контроль всех средств, которые идут по подобного рода проектам и программам. Я думаю, что в наши финансовые службы соответствующие документы приходили. Но если бы мы их не получали, то они совершенно точно были бы затребованы”, — отметил представитель “Ростелекома” и пообещал спустя пару часов предоставить детальную информацию. Но выяснилось, что к спонсорскому договору… имеется соглашение о конфиденциальности. Одна сторона не вправе разглашать договор без разрешения другой.

“МК” также связался с пресс-секретарем страховой группы “Согаз” Павлом Прытковым и направил ему вопросы, касающиеся контроля финансовой помощи благотворительному фонду. Однако на момент подписания номера ответы получены не были.

Вопросы Чулпан ХАМАТОВОЙ, одной из учредителей известного благотворительного фонда “Подари жизнь”.

— Что вы знаете о фонде “Федерация”?

— Да ничего толком. Мы не участвовали в их концерте в декабре прошлого года, однако сами захотели выяснить, что это за фонд. Ну и предприняли некое свое микроузнавание. Потому что дети общие. И проблемы общие. Раз они пишут, что помогают детям с гематологическими заболеваниями, это серьезная заявка. Но нам ничего не удалось узнать, поэтому мы просто посмотрели, кто у них записан в попечительском совете. Вот и все.

— И к каким выводам вы пришли, увидев эти имена?

— Ни к каким.

— Но вроде одной газете вы прокомментировали, что там есть люди с сомнительной репутацией…

— Там был один человек с невнятным прошлым, но я не говорила про “человека с сомнительной репутацией”. Это нечестно со стороны журналистов. Поэтому прошу у вас завизировать текст, не могу так рисковать репутацией фонда “Подари жизнь”.

— Не беспокойтесь за репутацию, мы просто хотели прояснить ситуацию с “Федерацией”.

— Но я вам тут не помощник: мы ничего сами не поняли. Не поняли — кто, куда, чего, кто эти люди, почему они вдруг решили создать такой фонд, что ими двигало, для чего нужен был этот концерт, почему они не поставили в известность ни нас, ни врачей, никого. Они говорят, что фонд существует именно в Петербурге. Что ж, прекрасно, чем больше будет фондов в разных городах, тем будет лучше. Самое главное, чтобы помогали! И если сейчас благодаря скандалу помощь все-таки дойдет до больниц — это будет здорово.

— Но эти скандалы могут негативно влиять на репутацию честных фондов…

— К сожалению, да. Но это уже другое. Это не в сторону обвинения этих людей, а в сторону того, что фонды, работающие по другой схеме, могут пострадать.

— Если говорить вообще — насколько сегодня цивилизован сегмент благотворительных организаций в России?

— Если сравнивать со всем другим миром, то, конечно, нет, мы еще в хвосте плетемся. А мне хотелось бы, чтобы таких организаций было больше — в каждом городе, при каждой больнице были бы фонды, созданные силами самих же больниц, как есть во всем мире. Собственно, и наш фонд появился только благодаря безумному усердию именно врачей.

— А такие методы, как привлечение звезд, — нормальный ход для сбора денег?

— Безусловно. Это мировая практика. Главное, чтобы помощь в итоге была. А не просто звезды… А если ты просто приезжаешь в больницу, значит, не надо позиционировать себя как помощь, значит, надо изначально говорить, что “вот как чудесно, что в Филатовскую больницу приехала Мила Йовович!” И всё. Это правда здорово и для детей, и для родителей, у которых никогда не было возможности посмотреть на живую Йовович, — большой эмоциональный всплеск. Но не надо при этом называться благотворительной организацией! Но так и сказать, что у нас такое вот дружественное попечение этой больницы…

Они, наверное, запутались сами. Не продумали до конца, что они хотят.

Вопрос актрисе Татьяне ДРУБИЧ, которая активно занимается благотворительностью: “Насколько типична ситуация, когда фонд, не зарегистрированный официально, собирает деньги на благотворительность?”

— Это какая-то невозможная афера, из ряда вон выходящий случай! И как это фонд не был зарегистрирован юридически? Он обязан быть зарегистрирован официально, ведь был же открыт счет, куда перечисляли деньги. Без регистрации счет не должны были открыть. Так на какую организацию он был открыт? Это же все легко вычислить. В общем, тут громкая авантюра, мошенничество, но она, к сожалению, может испортить репутацию всему благотворительному движению в России.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру