Принцип “из князи в грязи” в России действует не хуже, чем из “грязи в князи”. Сосланного в Казахстан экс-председателя Совета министров СССР Георгия Маленкова местные мелкие бонзы травили как зверя за потерю партийного билета. Сменщик Маленкова на посту лидера страны, Никита Хрущев, доживал свои пенсионные годы в золотой клетке: его подслушивали даже в туалете.
Кто-то из оппонентов Горбачева может задать мне вопрос: почему я должен радоваться, что свой юбилей экс-президент СССР встретил в обстановке почета и официального почитания? Ведь от его деятельности пострадало столько людей!
Попробую ответить, хотя заранее знаю, что со мной согласятся не все. Различие между цивилизованной и не очень цивилизованной страной состоит из миллиона различных нюансов. Один из таких нюансов — отношение к вышедшим на покой лидерам государства.
Если, находясь на посту, лидер совершал преступления, он должен за них ответить по всей строгости закона. Например, американская публика так и не смогла простить президента Джеральда Форда за то, что он помиловал своего предшественника Ричарда Никсона. Никсон, как известно, попался с поличным на прослушивании своих политических оппонентов и прочих преступлениях. И многие янки были убеждены: за это экс-президент должен был сидеть в тюрьме.
Но если лидер совершал честные ошибки — пусть даже очень серьезные — то, находясь на пенсии, он достоин уважения. Не буду спорить с теми, кто считает Горбачева преступником, целенаправленно развалившим Советский Союз. Уверен, что история расставит все по своим местам: первый и последний Президент СССР будет признан политиком, пытавшимся, но не сумевшим сохранить великую державу.
Скажу о другом: почему почет для экс-лидеров полезен для всех. Это только кажется, что сильные мира сего и простые смертные существуют в разных жизненных измерениях. Если наверху царят страх и законы джунглей, то простых людей и вовсе считают щепками. Верно и обратное: если уход из власти не означает для лидера политическую и физическую смерть, то у него нет необходимости цепляться за эту самую власть всеми четырьмя конечностями.
Одна из самых страшных политических проблем и Советского Союза, и современной России — несменяемость верхов. Оставаясь у руля бесконечно долго, возможно, талантливые в прошлом политики неизбежно деградируют. Вместо движения страны вперед у нас получается бег на тренажере.
Вы скажете: у нас достойно ушел из власти и достойно жил на пенсии не только Горбачев, но и Ельцин. Но случай с Горбачевым все равно особенный. Первый Президент России добровольно передал бразды правления своему собственноручно выбранному преемнику — Путину. Первый и последний Президент СССР не по собственной воле отдал власть своему злейшему политическому врагу.
Почти два десятилетия, которые прошли после ухода Горбачева из Кремля, показывают: у нас тоже можно уходить из власти так, как на Западе. Необязательно подвергаться официальным унижениям или, хуже того, опасаться ночного стука в дверь.
После власти тоже есть жизнь. И эта жизнь может быть очень неплохой — вот в чем главный урок деятельности Горбачева после ухода с постов генсека и президента.
Но вот готова ли наша нынешняя власть выучить этот урок? Я скептически отношусь к шансам любого политического движения, возглавляемого Горбачевым. При всем почтении к Михаилу Сергеевичу свой политический капитал он растратил уже очень и очень давно. Зато даже в 2011 году экс-президент СССР может служить идеальной лакмусовой бумажкой современной политической атмосферы.
Недавно Горбачев рассказал, как в Кремле ему без обиняков сказали: вашу политическую партию мы не зарегистрируем ни при каких обстоятельствах. Если такой разговор действительно имел место, то это даже не диагноз, а самый настоящий приговор нынешней политической системе.
Как ни относись к деятельности Горбачева, но при нем наше политическое устройство начало медленный дрейф в сторону западной модели. Рассказанный МС эпизод лишний раз показывает, как далеко зашло обратное движение в сторону более привычной нам модели под условным названием “я начальник и делаю все, что хочу”.
Что ж, несмотря на всемирную известность Горбачева, его нынешний реальный политический вес несопоставим с влиянием политических технологов из президентской администрации. Но меня давно мучает вопрос: эти люди серьезно собираются пребывать во власти вечно? Думаю, что, даже если это у них получится, их 80-летний юбилей будет совсем не таким, как у Горбачева.