Собственно, на аттестациях проверять сотрудников будут по двум направлениям: боевая и физическая подготовка и знание правовых основ деятельности органов правопорядка.
Тренировочный день омоновца разбит на два блока: утром — стрельба и тактические занятия в тире, после обеда — силовые упражнения и рукопашный бой. Особенно выразительно упражнение на силу и выносливость. Взяв в руки литую кувалду, боец без остановки наносит порядка десяти ударов по лежащей на земле шине от большегрузного трейлера. Любой, кто служит в московском ОМОНе, с удовольствием и без особых усилий выполняет это задание.
Совсем другое дело — знание тонкостей правовых основ работы полиции. Урок в присутствии журналистов проводит не обычный преподаватель, а руководитель пресс-службы отряда Жанна Ожимина.
— По новому закону, у нас теперь 37 прав и 36 обязанностей, — напоминает она пройденное.
Сам процесс похож на открытый урок в школе. Повторение пройденного, рассмотрение глав Закона “О полиции”, самостоятельная работа с текстом, решение задач письменно и устно.
— Отдельно оговорено, что, даже если акция не санкционирована, но проходит мирно, использовать спецсредства при разгоне мы не можем. Если гражданин обратился к сотруднику, то тот обязан представиться и помочь ему в меру своей компетенции. Если решить вопрос не в компетенции сотрудника, он должен обязательно посоветовать, куда обратиться, — наставляет Ожимина. — Это как “Отче наш” буду спрашивать.
Задачи бойцам ОМОНа задаются тоже приближенные к реальности.
— 11 декабря, Манежка, массовые беспорядки. Имеем ли право применять водомет?
— Вас задержали за буйное поведение в нерабочее время, в нетрезвом виде, в нашем любимом баре “Стрелок”. Имеет ли руководство право вас уволить?
Остается надеяться, что, вызубрив закон, полицейские поменяют и мировоззрение — и перестанут противопоставлять себя остальным гражданам.