Даже если принять на веру слова сына Каддафи, то его оптимизм явно чрезмерен. Ситуация в стране не только поставила Ливию на грань гражданской войны и раскола, но и обратила на нее гнев всевозможных внешних противников: от одиозной группировки “Аль-Каида”, назвавшей Каддафи “подлецом”, до президента США Барака Обамы, осудившего насилие в стране, впрочем, без прямого упоминания ливийского лидера.
Пока Запад грозит Каддафи санкциями, “Аль-Каида” перешла к более решительным действиям. В городе Дерна, на востоке страны, радикалами был провозглашен исламский эмират. По словам замминистра иностранных дел Ливии Халеда Хаима, у террористов уже есть своя радиостанция, они уже начали вводить ношение бурки, а также казнили тех, кто отказался с ними сотрудничать. Однако, по мнению многих ливийцев, эти слухи беспочвенны и распространяются правительством Каддафи с целью напугать Европу.
Вместе с тем страна сейчас уже расколота. Пока столица Ливии, Триполи, еще остается под контролем сторонников Каддафи, зато в Бенгази и Тобруке победу одержали оппозиционеры. Более спокойная обстановка пока сохраняется к западу от Триполи.
Как единое независимое государство Ливия имеет не столь продолжительную историю. Объединение трех исторических провинций — Триполитания, Киренаика и Феццан — в Ливийское Королевство под властью Идриса I произошло лишь в 1951 году. Бенгази, где на сегодняшний день оппозиционные Каддафи силы одержали верх, является центром Киренаики — это позволяет опасаться, что в худшем случае Ливия вернется на круги своя, то есть к изначальному состоянию трех отдельных провинций.
То, что происходит в Ливии, — это уже не предчувствие гражданской войны. Это уже гражданская война. Как сказал в интервью “МК” президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, ливийцы не простят Каддафи то, что он использовал для подавления волнений иностранных наемников.
Участие нанятых чужеземцев в подавлении революций — тема довольно расхожая. Когда в декабре 1989 года румынские войска вели бои с силами госбезопасности, СМИ полнились слухами об участии ливийских и палестинских “мерсенариев” в боях на стороне Чаушеску. Правда, потом слухи о наемниках в Румынии как-то замяли. В Ливии же участие иностранных “наймитов”, защищающих джамахирийскую власть, похоже, подтверждается. На собственные вооруженные силы полковник Каддафи полагаться уже не может. Пришедший к власти на волне военного переворота, он не слишком доверял армии. Хотя верные ему части остались (по слухам, всего 5 тысяч из пятидесяти). Они и прокаддафиевские ополченцы участвуют в подавлении оппозиции.
Говорят, что темнокожие наемники, говорящие по-французски, прибывают на транспортных самолетах из стран Черного континента — Мали, Нигера, Чада. Свидетели сообщают о тысячах африканских наемников, высадившихся в Триполи и некоторых других городах. По слухам, наемникам платят по 5000 динаров и обещаны автомобили последних моделей за борьбу с демонстрантами.
Борцы с Каддафи действительно не просто жестко, а жестоко реагируют на участие в подавлении восстания иностранцев. По слухам, в городе Эль-Бейде 60 африканских наемников, главным образом из Чада, были жестоко казнены восставшими: их заперли в полицейском участке и подожгли. Нескольких пленных наемников подвергли суду Линча на улицах ливийских городов.