Рабочая группа по расследованию обстоятельств смерти в СИЗО Сергея Магнитского была создана по инициативе Людмилы Алексеевой. В состав группы помимо членов Совета по правам человека вошли приглашенные эксперты — председатель московской ОНК (Общественной наблюдательной комиссии по контролю за соблюдением прав человека в местах лишения свободы) Валерий Борщев и его заместитель Любовь Волкова. Они провели обстоятельное исследование условий и обстоятельств, в которых находился в течение последних 11 месяцев своей жизни Сергей Магнитский.
“Отчет членов ОНК, безусловно, войдет в экспертное заключение рабочей группы, — считает Людмила Алексеева. — Они провели огромную работу, опросили сотрудников Бутырки и “Матросской Тишины”, медицинский персонал, врачей “скорой помощи”, сокамерников Магнитского. Опираясь на собранные ими сведения, можно уверенно говорить, что ему действительно не оказывалось в СИЗО должной медицинской помощи”.
Проблемы тюремного управления, способствовавшие гибели Магнитского, — одно из направлений исследований рабочей группы. Им занимаются Людмила Алексеева и Мара Полякова, руководитель региональной организации “Независимый экспертно-правовой совет”, привлекавшая также к работе юристов, не состоящих в Совете по правам человека.
“Нам не давали материалов следствия, — рассказала “МК” Алексеева, — поэтому мы получали информацию у адвокатов Магнитского. Правда, нам долго не удавалось наладить с ними контакты. По этому поводу я даже встречалась с матерью Магнитского, но она не могла повлиять на адвокатов. Потом они наконец поняли, что мы действительно стараемся раскрыть до конца это дело, предать огласке и добиться практических изменений в ситуации с коррупцией и заключением в СИЗО. Сейчас адвокаты вышли на связь с нами и даже торопят. Но их первоначальное нежелание сотрудничать очень затянуло нашу работу”.
Медицинскую экспертизу рабочая группа не проводила и независимых врачей, которые могли бы проанализировать причины смерти Магнитского, к работе не привлекала. По словам Алексеевой, она в большей степени сосредотачивалась на том, чтоб проанализировать трагедию как проявление общей практики несоблюдения прав человека в СИЗО и предложить президенту пути решения этой проблемы.
“В экспертном заключении мы намерены рекомендовать президенту забрать тюремную медицину из системы ФСИН и подчинить ее Минздравсоцразвития”, — говорит Людмила Алексеева. ФСИН, по ее словам, не против такой реформы. Зато Минздравсоцразвития категорически ее не приветствует, поскольку медицина в местах лишения свободы находится в кошмарном состоянии. Кроме того, из ФСИН не хотят уходить сами медики, поскольку они при этом лишатся погон, пенсий, надбавок.
Правозащитники, кстати, уже пытались организовать экспериментальную площадку для своей инициативы в Москве и переподчинить Минздраву медобслуживание столичных следственных изоляторов, но результатов пока не добились.
Второе направление, по которому готовит свое заключение рабочая группа Совета при президенте, касается коррупции в органах внутренних дел. Версию о том, что уголовное преследование Магнитского было вызвано его обвинениями в адрес сотрудников МВД в незаконном присвоении ими 4,5 млрд. руб., проверяют Елена Панфилова, директор Transparency Internationаl Russia, и Кирилл Кабанов, глава Национального антикоррупционного комитета. В интервью “МК” Панфилова подтвердила, что “экспертное заключение готово на 90 процентов”, но не стала вникать в детали, объяснив, что в него вносятся дополнения.
По словам Людмилы Алексеевой, у Панфиловой и Кабанова “хорошие подвижки, но они пока не хотят их обнародовать, опасаясь, что это помешает добиться конечных результатов”.
Параллельно с рабочей группой Совета по правам человека расследование возможной коррупционной составляющей дела Магнитского ведет Следственный комитет при прокуратуре. Как рассказала “МК” Алексеева, старший следователь Ольга Ломоносова уже вызывала правозащитников, опрашивала и узнавала, зачем они в это дело ввязались.