27-летний Парфенков являлся активистом штаба кандидата в президенты Владимира Некляева. Сам оппозиционер признал лишь участие в митинге и шествии, но не участие в погроме и сопротивлении сотрудникам милиции. Двери, по его словам, он не бил, а всего лишь “толкал”. Задержали Парфенкова уже после Нового года. 6 января он был взят под стражу. Помимо уголовного преследования с него намерены взять компенсацию за материальный ущерб — разбитое стекло и поврежденную водоотводную трубу. Все это оценивается в сумму более 14 миллионов белорусских рублей (около 4,5 тысячи долларов).
Парфенков стал общественным активистом еще в 2001—2002 годах, когда был одним из руководителей обороны урочища Куропаты — места гибели жертв сталинских репрессий. “Он оставался в Куропатах и в лютые морозы, и в продолжительные ливни, чуть не сгорел в шатре, который подожгли неизвестные. Я сейчас припоминаю его руки, почерневшие от заготовки дров и поддержания костра, часто простуженный голос”, — вспоминает журналистка Анна Соусь. Потом Парфенков вроде бы ездил в Киев, где поддерживал “оранжевую революцию”, участвовал там в сборе подписей и даже захвате штаба Виктора Януковича. Вернувшись в Минск, неоднократно отбывал административные аресты за гражданскую активность.
Всего по делу о массовых беспорядках проходят 42 человека. К суду продвигаются дела тех оппозиционеров, на которых есть хоть какая-то доказательная база — видеозапись, покаяние обвиняемых. Судя по информации адвокатов, уже ознакомились с материалами дела пресс-секретарь кандидата в президенты Андрея Санникова Александр Отрощенков, а также Дмитрий Новик, Александр Молчанов и Дмитрий Дашкевич.
Суд над россиянами Иваном Гапоновым и Артемом Бреусом должен состояться 22 февраля, он пройдет в закрытом режиме. Между белорусскими блюстителями порядка и российскими дипломатами продолжается своеобразный пинг-понг. Во вторник представитель МВД Белоруссии заявил, что у следствия имеется неопровержимый видеоматериал, из которого ясно, что россияне оказывали сопротивление стражам порядка. При этом в материалах уголовного дела такого видео нет. В среду посольство России в Белоруссии распространило официальное заявление, размещенное и на сайте российского МИДа. “Доказательств предъявленных обвинений нашим гражданам до сих пор предоставлено не было. Их адвокаты ходатайствовали о прекращении уголовного дела за отсутствием весомых доказательств их вины, но в этом было отказано”.