Об этом говорится в законопроекте, внесенном в Госдуму Дмитрием Медведевым. Содержание документа было уже обсуждено и одобрено на заседании Совета по делам казачества при президенте.
Система управления казаками после реформы будет сильно напоминать ту, что существовала в царской России, — там должность “главного” атамана, осуществлявшего общее руководство всеми казачьими обществами, существовала. Напрямую о том, что у Всероссийского казачьего общества будет один начальник, в законопроекте не говорится. Но, судя по всему, в уставе этой организации, который утвердит президент, такое положение появится. Достроить вертикаль, говорят на Охотном Ряду, предполагается уже к лету. Напомним: принятый в 2005 году Закон “О госслужбе российского казачества” предполагает автономное существование войсковых обществ, которые, в свою очередь, объединяют хуторские и окружные общества…
Сейчас войсковые атаманы назначаются президентом — по представлению Минрегионразвития. Сначала кандидаты должны пройти процедуру выборов на круге, причем никаких особых требований к кандидатам закон не предъявляет. Предлагается же, во-первых, ограничить срок полномочий войсковых атаманов пятью годами — не ограничивая при этом число сроков. А во-вторых — запретить выдвигаться на высокую должность гражданам с неснятой или непогашенной судимостью, отбывающим наказание в местах лишения свободы, недееспособным или ограниченно дееспособным. Более того — из списка кандидатов вычеркнут тех, кто еще только находится под следствием и обвиняется в совершении преступления. Президент считает, что не место во главе войска и казакам, которые наказывались в административном порядке за правонарушения экстремистского толка...
Казачьи общества считаются у нас некоммерческими организациями, которые по договоренности с органами власти и местного самоуправления могут исполнять разные функции: военные, правоохранительные, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, патриотическому воспитанию, борьбе с терроризмом и т.д. и т.п. Права на оружие казаки лишены: им позволена лишь шашка, да и то без права использования, как декоративный элемент формы. Причем выполнять вышеперечисленные функции могут лишь те общества, которые внесены в госреестр. Его ведут Министерство юстиции РФ и его территориальные подразделения.
Насколько “эффективно” иногда казаки помогают охранять общественный порядок, показала история со станицей Кущевской, наделавшая много шума в конце прошлого года. В ходе разбирательства выяснилось, что 240 казаков, входящих в Кущевское районное общество, долгие годы молчали о бандитском беспределе. Атаман Кубанского казачьего войска, вице-губернатор Краснодарского края Николай Долуда тогда выразил недоумение поведением своих товарищей. А те оправдывались: мол, ничего не могли сделать, так как бандиты пользовались прикрытием милиции и имели связи в краевом руководстве...
Трудно сказать, сделают ли казаков более активными новые правила регистрации, сильно напоминающие те, что действуют в отношении политических партий. Теперь каждый год казачьи общества, внесенные в реестр, будут обязаны подтверждать, что их численность, отраженная в реестре, налицо. Если число занятых на службе казаков не соответствует первоначальной, согласованной с Минрегионразвития и местными властями, — из реестра можно вылететь, потеряв тем самым право на форму, шашку и гордое звание “казак”. Органы власти, с которыми у казачьих обществ есть договоренность о выполнении тех или иных функций, должны будут впредь сигнализировать Минюсту о неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя казаками обязательств. Это тоже может стать основанием для исключения из реестра.
Сейчас, по данным Администрации Президента, около 7 млн. россиян называют себя “казаками”. В стране зарегистрированы 11 крупных территориальных казачьих обществ с фиксированным членством, в которых числятся более 700 тысяч человек.