О возбуждении уголовного дела по части 4 статьи 159 УК РФ против Банка Москвы стало известно в конце декабря прошлого года. Подозрение правоохранительных органов вызвала следующая схема. В июне 2009 года столичные власти приняли решение приобрести допэмиссию акций Банка Москвы на сумму 15 млрд. руб., чтобы сохранить свою долю (48,6%) в этой структуре. Затем банк предоставил кредит в размере 13 млрд. руб. компании “Премьер Эстейт”, которая в свою очередь потратила их на приобретение участка площадью 58 га у Елены Батуриной. Следователи предполагают, что данная цепочка сделок была не случайной и бюджетные средства в итоге были потрачены на поддержку “Интеко”, которая, как и другие девелоперы, в разгар кризиса оказалась в тяжелой финансовой ситуации.
Уже после Нового года начальник СК при МВД Алексей Аничин заявил, что расследование уголовного дела идет полным ходом, “весь круг подозреваемых лиц известен” и “неприкасаемых не будет”. “Кто причастен, кто что-то знает, будем приглашать”, — пообещал он, назвав в числе прочих Андрея Бородина (президент Банка Москвы), Юрия Лужкова и Елену Батурину. И вот вчера утром следователи пришли в офис “Интеко” в Никитском переулке.
Как сообщили СМИ сотрудники компании, поначалу всех без объяснений загнали в одну комнату, съемку на мобильные телефоны и видеоаппаратуру запретили. “Порядка пяти человек, по всей видимости, возглавляющих операцию, работают в бухгалтерии, где проводят выемку документов”, — процитировал неназванный источник Интерфакса. Позже пресс-секретарь “Интеко” Геннадий Теребков заявил, что обстановка в офисе стабилизировалась: “Сотрудники продолжают работать на своих местах, ведется плановая работа, хотя, безусловно, сначала все немного взволновались”. Он подчеркнул, что никаких уголовных дел ни в отношении “Интеко”, ни в отношении ее сотрудников или руководства не возбуждалось. “Представителям следственных органов оказывается помощь для скорейшего завершения проверок”, — добавил г-н Теребков.
В свою очередь глава компании Елена Батурина уверена, что для обысков в ее компании нет никаких реальных оснований и причин. “Я абсолютно точно знаю, что эти обыски не имеют никакого отношения ни к нам, ни к Банку Москвы. Это просто заказ и давление на нас”, — заявила Батурина, которая в настоящее время находится в Лондоне вместе с детьми.
Кредит, выданный “Премьер-Эстейт”, ранее уже становился объектом проверки контролирующих органов, и никаких нарушений со стороны Банка Москвы обнаружено не было. “Кредит полностью обеспечен залогом земельного участка, стоимость которого превышает сумму займа. Все обязательства по кредиту выполняются”, — сообщил представитель банка. По словам экс-мэра столицы Юрия Лужкова, эмиссия акций банка, в которой участвовало правительство Москвы, и предоставление кредита — это абсолютно независимые операции. И обе они законны. Никаких бюджетных денег — ни напрямую, ни через посредников — “Интеко” не получала.