Впрочем, как считают в Лондоне, главная цель визита Лаврова заключалась в том, чтобы попробовать сдвинуть с мертвой точки отношения между нашими странами, которые, по выражению газеты «Таймс», вот уже несколько лет находятся в состоянии «сибирского холода».
Стоит вспомнить, что когда осенью прошлого года в Москву приезжал глава Форин офиса Уильям Хейг, добиться значительного прогресса сторонам так и не удалось. Тогда Хейг заметил, что остаются проблемы, по-прежнему омрачающие российско-британские отношения и оценил свой первый официальный визит в Москву как «важный шаг, но не новая страница, не перезагрузкой» в отношениях между Британией и Россией. Правда, обоюдное желание к улучшению взаимного климата присутствует. «Мы не говорим, что сняли все различия, - сказал тогда Хейг, - да, у нас есть еще разногласия, но очень важно работать над повесткой дня, которую мы выработали».
Комментатор Би-би-си называет прошлогоднее общение Лаврова и Хейга в Москве «продуктивным» и напоминает, что с предыдущим главой британского МИДа Дэвидом Милибэндом у российского министра отношения не сложились: «после российско-грузинского конфликта в августе 2008 года стороны обменивались исключительно взаимными оскорблениями».
Самой трудной проблемой остается смерть Александра Литвиненко, который был отравлен полонием в ноябре 2006 года в Лондоне. Королевская прокуратура обвиняет в ней ныне депутата Госдумы Андрея Лугового. Категорический отказ России выдать его для суда в Лондоне, привела к приостановке сотрудничества между британскими и российскими спецслужбами, даже в вопросах борьбы с терроризмом. Кроме того, Британия не скрывает своего неудовольствия по поводу ситуации с соблюдением прав человека в России и тем, как Москва обращается с внутренней оппозицией. Никак не может согласиться официальный Лондон и с действиями России во время военного конфликта с Грузией летом 2008 года и признанием ею независимости Абхазии и Южной Осетии.
Бурю возмущения в Великобритании вызвал отказ российских властей разрешить журналисту лондонской газеты Guardian Люку Хардингу вернуться на работу в Москву. Этот скандал произошел буквально накануне визита Лаврова и хотя визу Хардингу все-таки дали, оставил весьма неприятный осадок в Великобритании.
Между тем, все эти политические разногласия не мешают успешному развитию торгово- экономическое и инвестиционное взаимодействие между двумя странами. По данным посольства РФ в Лондоне, объем российско-британской торговли в настоящий момент составляет $14 млрд. и имеет все основания к дальнейшему росту. У Москвы и Лондона есть также заинтересованность в совместном развитии технологий.
Накануне визита Лаврова появилась информация о том, что британское правительство готово предложить российским коллегам возобновить прерванное в 2007 году по инициативе Лондона сотрудничество в области обмена разведывательной информацией и борьбы с терроризмом. В числе возможных областей сотрудничества - предотвращение терактов, борьба с исламистским экстремизмом, фундаменталистской радикализацией населения, оборотом наркотиков и организованной преступностью.