Прежде чем сесть за руль автомашины, нужно сначала поставить ее на учет, получить техпаспорт, номера, пройти техосмотр.
Реформа МВД строится по иному принципу: сперва — поедем, а там — разберемся…
5 февраля Рашид Нургалиев подписал приказ №55 “О штатной численности подразделений центрального аппарата”. Документ устанавливал новую структуру штаб-квартиры МВД и ее предельную численность.
Как водится, готовил бумагу главный идеолог реформ, куратор штаба замминистра Александр Смирный — самый доверенный сегодня человек министра, имеющий на него безграничное влияние.
Абсурд ситуации заключается в том, что МВД просто не имело права выпускать подобный приказ: сначала должен был выйти указ президента о создании нового полицейского ведомства. В очередной раз лошадь оказалась впереди телеги…
Уже 7 февраля, после вмешательства Кремля, Нургалиев был вынужден отменять приказ со скандалом. Правда, к тому времени его успели разослать во все регионы. Нетрудно догадаться, какими эпитетами подчиненные награждают теперь свое руководство: подобного позорища в системе не было еще никогда.
Дошло до того, что прямо на совещании у Нургалиева сразу три заместителя министра, курирующих основные линии работы, открыто выступили против действий Смирного, назвав их вопиющим дилетантизмом и непрофессионализмом. На все упреки и Смирный, и министр предпочли в ответ промолчать…
Пресловутый приказ №55 — это не только свидетельство полнейшей дезорганизации и бессистемности руководства МВД. Само содержание документа вызывает вопросов не меньше.
Все уверения Нургалиева об оптимизации прежней бюрократической структуры, сокращении вспомогательных служб и усилении оперативной составляющей — так и остались красивыми словами.
Как следует из приказа (имеется в распоряжении редакции), в МВД должно быть создано 28 самостоятельных подразделений: 8 департаментов, 8 главков, 9 управлений, а также НЦБ “Интерпол” и главкомат внутренних войск. Общая численность установлена на уровне 5,2 тысячи человек.
Если это и есть реформа — то я тогда Папа Римский. То, что предлагается, — даже не шило на мыло. Это больше, чем есть сейчас.
Сегодня предельная численность центрального аппарата МВД — чуть менее 3 тысяч человек (2970). Общее число подразделений — 26, то есть на 2 меньше. Пять тысяч вместо трех тысяч — довольно странное сокращение.
Такой алогизм можно было еще как-то объяснить, коснись расширение оперативных, рабочих служб — уголовного розыска, охраны общественного порядка, следствия. Нет же: их как раз сокращают.
Зато штабные и вспомогательные структуры, напротив, расширяются. В структуре сохранены все до единого прежние обслуживающие подразделения. Меньше других кастрации подверглась вотчина Смирного — оргинспекторский департамент, из него даже выделено самостоятельное организационно-штатное управление. (Была попытка создать внутри штаба и собственную службу метрологии.)
Вопреки всем разговорам, финансовый и тыловой департаменты не объединены, а сохранены по отдельности, хотя задачи у них смежные. В общей сложности здесь будет работать более 500 человек. Для сравнения: штат главного управления угрозыска — 330 человек, главка противодействия экстремизму — 250. Главка по борьбе с оргпреступностью, преступно упраздненного в 2008-м, нет и вовсе. (При том, что в стране растет число особо тяжких, профессионально исполненных преступлений: заказных убийств, налетов на банки, похищений людей, грабежей…)
Еще раз повторим цифры. Людей в МВД было 2970. Стало — 5183. И это называется сокращением?
Тут, правда, есть одна хитрость. После старта реформы в центральный аппарат завели еще оперативно-разыскные бюро, которые раньше числились отдельно, замыкаясь на оперативные департаменты. ОРБ — это основная ударная сила МВД.
Чисто штабной трюк: искусственно надуть численность путем присоединения, а затем, за счет урезания оперативных должностей, надуть вспомогательные службы.
У Нургалиева со Смирным имелось больше года, чтобы написать новую, сбалансированную структуру МВД, — но то, что они презентовали, ничем принципиально не отличается от нынешней, за исключением замены департаментов на главки и незначительной корректировки названий. (Был департамент кадровой работы — стал департамент госслужбы и кадров. Был правовой департамент — стал договорно-правовым.)
Бред — по-другому не скажешь. Особенно если учесть, что новая структура точь-в-точь повторяет ту, что существовала в МВД до 2004 года.
Именно тогда на место главков пришли департаменты. Теперь — их снова делают главками; даже названия возвращаются прежние: Главное управление вневедомственной охраны, Главное управление обеспечения безопасности дорожного движения.
Ну-ка, напомните, кто в 2004-м руководил МВД и затеял тогда первую ломку системы? Правильно: Нургалиев…
После знакомства с 55-м приказом становится окончательно ясно: никакой реформы в МВД нет. Она сводится лишь к очередной замене вывесок и бездумному, механическому сокращению на 22% всех служб, кроме штаба.
К чему это может привести — стало понятно после недавнего теракта в “Домодедово”. Сначала — транспортную милицию как линейную службу упразднили, не согласовав это ни с Минтрансом, ни с РЖД. Потом, после скандала, восстановили, однако ринулись сокращать.
В момент теракта все сотрудники УВД ЦФО на транспорте находились за штатом. Зарплаты они не получали с декабря.
Приехав на Киевский вокзал, президент искренне возмущался тем, что не встретил ни одного милиционера. Стоявший рядом Нургалиев понятливо кивал: “Сейчас, Дмитрий Анатольевич, все поправим!”
А чего поправлять-то? В этом и заключалась логика реформы: сократить личный состав. Постовые, которых не сумел обнаружить на вокзале, а затем и во “Внуково” президент, не ушли с дежурства пить пиво. Их просто уволили, не думая о последствиях.
Теперь, после медведевского окрика, транспортную милицию решено восстанавливать в прежнем объеме: больше года все профессионалы добивались этого, но Нургалиев со Смирным и слышать ничего не желали.
Впрочем, как выйти из ситуации — им хорошо известно. В 2004-м нечто подобное в МВД уже происходило. Тогда, после 2 терактов, опять-таки в “Домодедово”, президент своим указом распорядился увеличить численность транспортной милиции на 2,5 тысячи человек.
Сделано этого не было. Вместо того чтоб выбивать у Минфина дополнительные штаты, Нургалиев попросту заставил тогдашнего начальника транспортного главка МВД Вячеслава Захаренкова перераспределить имеющуюся в службе численность. Людей сняли с железнодорожных и речных вокзалов и перекинули на “воздушку”. На все возражения Захаренкову было приказано заткнуться. Путину доложили, что его приказ выполнен.
Нечто подобное Нургалиев со Смирным наверняка попытаются проделать и сегодня. По крайней мере, в новой структуре МВД численность Главного управления на транспорте сокращена на 40%: было 270, стало 172. И это при том, что 55-й приказ вышел уже после домодедовской трагедии.
Умные учатся на чужих ошибках. Дураки — на своих. Нургалиев со Смирным — не учатся на ошибках вообще…
Мне не первый раз приходится писать о том маразме, который в МВД выдают за реформу. О келейности подготовки решений, когда мнение профессионалов никого не интересует. (Никто из нынешних начальников профильных департаментов не был подключен к изменению собственной структуры; все реформы Смирный предпочитает творить в обстановке секретности.)
Беда нынешней псевдореформы в том, что ее проводят люди, не имеющие практического опыта и представляющие милицейскую службу исключительно по отчетам и докладам.
Взять того же Александра Смирного. Из 30 лет стажа он проработал на “земле” меньше 2 лет — старшим инспектором профилактики в родном Черлакском районе Омской области. Потом стараниями папы, первого секретаря райкома, перешел на партийно-комсомольскую работу. Перед развалом Союза вернулся в МВД: штаб, ВНИИ, паспортно-визовая служба, снова штаб.
“Неужели меня так ненавидят?” — удивленно спросил у меня Смирный, прочитав очередную статью о себе.
Да, Александр Михайлович. Потому что вы — главный враг милицейской системы. Потому что ни одна преступная группировка не смогла нанести МВД урону больше, чем свои же собственные руководители.
В ближайшее время нас ждет очередное “смирное” потрясение. С 2012 года, в соответствии с другим безумным приказом, начнется сокращение сельских райотделов внутренних дел. Уже сейчас по всей стране пошло упразднение регистрационных подразделений ГАИ, хотя число автотранспорта только растет. (Увеличение за прошлый год — 1,5 миллиона.)
Но до тех пор, пока в очередной раз что-то где-то не взорвется, это никого не тревожит. Или — пока президент опять не начнет искать постовых…
Было бы неплохо, если б он сделал это в каком-нибудь закрытом городе: существовавшая прежде система спецмилиции, обслуживавшая ЗАТО и ядерные объекты, стараниями Смирного тоже оказалась упразднена. Уникальные подразделения с многолетним опытом, своей спецификой, режимом секретности передали на общих основаниях в территориальные УВД. (ОВД Байконура, например, подчиняется отныне… ГУВД Подмосковья.) Самостоятельный Департамент на режимных объектах, управлявший всей спецмилицией по вертикали, — ликвидировали. Кураторство вручили… штабу МВД.
Это чудо, что ни на одном ядерном объекте не случилось еще теракта. Как не случилось его пока на железнодорожном вокзале или в речном шлюзе.
И ведь самое горькое: если таки случится — никто за это в очередной раз не ответит. Как не ответил никто за теракт в “Домодедово”, хотя причины его для всех очевидны, да и главные виновники — тоже.
Именно Александр Смирный был куратором транспортной милиции. Именно с него должен быть первый спрос, тем более что это его реформы и привели к системным сбоям и коллапсу. Но Смирному не объявили даже выговора. И Нургалиев, целиком доверившийся ему, в отставку тоже не подал.
А тем временем до 1 марта, когда милиция должна обернуться полицией, остается дней все меньше и меньше…