Высший военный совет заявил, что армия будет всецело содействовать переходу к демократии. Представители вооруженных сил подчеркнули, что чрезвычайное положение будет отменено сразу, как только закончатся нынешние волнения.
В пятницу после полудня демонстрации в Каире стали нарастать. Вокруг каирского телецентра собралась разъяренная толпа, кричащая: “Вон! Вон!” Президентский дворец огражден от 2 тыс. протестующих колючей проволокой и охраняется шестью танками и бронемашинами. Однако нет никаких гарантий, что армия будет защищать этот дворец в случае обострения ситуации. Неудивительно, что в середине дня Хосни Мубарак отправился в свою резиденцию в Шарм-эль-Шейх, чтобы “отдохнуть”, о чем сообщил телеканал “Аль-Арабия”.
Будут ли солдаты действительно поддерживать элиту, которая всегда ограждала себя от военной службы, перекладывая долг о защите отечества на низшие слои общества? Ведь мобилизация в Египте проводится в прямой зависимости от уровня образования. Граждане, его не имеющие, служат три года. С неполным средним образованием — два. Те, у кого есть школьный аттестат, служат ровно год, но в течение трех лет подлежат призыву на резервистскую службу. Основа армии — это безграмотные люди, и дистанция между рядовыми солдатами и офицерством весьма велика. Последние уже переходят на сторону манифестантов.
“Движение солидарности армии и народа началось”, — заявил майор Ахмед Али Шуман, имеющий 15 лет выслуги и занимавшийся во время волнений охраной западного входа на площадь Тахрир. Он сказал протестующим на площади, что сдал оружие и перешел на их сторону. По его словам, еще 15 военнослужащих, состоящих в званиях от подполковника до капитана, “присоединились к народной революции”.
Передача власти Сулейману — явно запоздалый ход. Среди лозунгов, гремевших на площади, раздавался такой: “Гражданского, гражданского, не военного!” Из чего следует, что демонстранты не удовлетворились бы просто отставкой президента, даже если бы она состоялась. Они также желали, чтобы власть не попала в руки военных, к которым напрямую относится Сулейман. Египтян можно понять: Сулейман, бывший глава разведки и сотрудник спецслужб, воспринимается протестующими как “сторожевой пес” режима.
На момент подписания номера протесты проходили в Каире, Александрии, Суэце, Порт-Саиде, Эль-Мансуре, Танте, Сохаге, Думьяте. В некоторых из этих городов, например в Суэце, тысячи демонстрантов окружили правительственные здания, но известия о столкновениях и беспорядках не поступали.