Чем громче музыка печали, тем чище музыка любви

Новые стандарты образования — порождение “старых” мозгов

Окуджавские строки, вынесенные в заголовок, всплыли в сознании в день траура по жертвам теракта в “Домодедово”. На этом фоне померкли и ушли на второй план “все наши пакости и мелкие злодейства”: проект Закона “Об образовании”, образовательные стандарты нового поколения, “обременяющие” бюджет нищенские студенческие стипендии, которые предложено отменить...

Новые стандарты образования — порождение “старых” мозгов

Горько осознавать, что темные силы, под какими бы лозунгами они ни выступали, медленно и неуклонно добиваются своей цели. Какова цель? Устрашение? Отчасти. Однако в череде терактов этот не первый, но, несмотря на трагизм происходящего, к чести сограждан, тотальный страх не парализовал волю людей. Зато вполне достигается другая скрытая задача — возгонка ненависти. Она все больше захватывает сердца как взрослых, так и детей.

Вспоминаю, как несколько лет назад, в годовщину бесланской трагедии, мы устроили конкурс детских рисунков на асфальте. Поразила подпись к рисунку семиклассницы: “Даже лет через двести сердце требует мести!” Нас всех исподволь приучают жить по формуле: с волками жить — по-волчьи выть. В насыщенном растворе ненависти вырастают и вступают в жизнь все новые поколения.

У замечательного поэта и переводчика З.А.Миркиной есть сказка “Белый заяц”. Ее фабула проста. Зайцы, натерпевшиеся от волков, по мановению волшебной палочки оказались в идеальном городе, обнесенном непроницаемой Белой стеной. Наслаждаясь благополучием, они еженощно слышат плач голодных замерзающих волков. В заячьем городе разворачивается острая дискуссия. Пустить в город волков — безответственно, не пускать — бесчеловечно. Ведь те искренне обещают стать хорошими. Что делать?

“Тогда заговорил четвертый заяц и сказал, что он не может, не может жить, если слышит, что кто-нибудь плачет.

— Мне не нужно волшебного города, если за стенами его плачут. Впустите волков, — попросил он Девочку.

— А если они опять примутся за старое и будут есть зайцев и ягнят?

— Нет, нет, этого не может быть! Они же обещают!

— Ты, конечно, очень добрый, — сказала Девочка. — Но, может быть, таким добрым быть не так уж трудно? Ты, конечно, не станешь волком, но ты и защитить никого не сумеешь. Посмотри на своего брата, как он дрожит! Сперва бы ты сумел пожалеть его, а потом уж волков. Чтобы пожалеть волков, надо стать очень сильным, а ты слабый. Слабый и безответственный.

— А что такое ответственный? — спросил маленький зайчонок.

И Девочка сказала, что ответственный — это тот, кто сумел ответить и волкам, и зайцам так, как будто он находится и в волчьей, и в заячьей шкуре одновременно.

— Разве это возможно? — спросил старый заяц.

Девочка ничего не сказала, только все увидели, что она надевает свою пуховую шубку. В городе было совсем тепло. Зачем это она одевалась?

И тут вдруг она вынула из кармана Белую Скрипочку, точно такую, как у Зайца-Скрипача, и сказала:

— Мои милые зайцы! Я ухожу. Я должна пойти к волкам и разделить с ними их холод и голод. Впустить в город их нельзя, потому что волки есть волки, но и одних их оставлять я тоже не могу. Оставайтесь в вашем волшебном городе и хорошенько его берегите до моего прихода, а я пойду к волкам и буду играть им на Белой Скрипочке. Это все, что я могу и должна сделать.

И вот стена перед Девочкой разомкнулась, и она вышла наружу — к волкам...”

Сказка написана четверть века назад, но какие жгучие ассоциации она рождает сегодня. Заметьте, что к волкам девочка выходит не с автоматом Калашникова, а с хрупкой скрипочкой. Идеализм, достойный презрительной усмешки? Как сказать.

После разгрома Японии в войне там были пересмотрены школьные программы, большое количество учебных часов было выделено на изучение музыки, живописи, литературы и прочих предметов, что в отечестве нашем с недавних пор принято считать второстепенными. А как иначе можно освободить сознание молодых людей от ненависти и национализма, избавить от фантомных болей, неизбежных после развала любой империи?

Весь этот “перекос” в обучении совсем не помешал модернизации страны. Напротив. Ущербный, подозрительный человек не может быть модернизатором по определению. Так, переходя на язык метафор, можно отметить, что Белая Скрипочка оказалась вполне эффективным инструментом построения успешного будущего страны.

А что в отечестве нашем? Проиграв настоящее, поколение “промотавшихся отцов” пытается кроить будущее по своим лекалам, стремясь намертво привязать новые стандарты образования к столбу пользы, выкидывая из школьных программ избыточные с его точки зрения знания. Отсюда в новом стандарте на изобразительное искусство выделяется не более часа в неделю, а великая русская литература переходит в разряд предметов, изучаемых по выбору учащихся. А тут еще трагедия за трагедией, вследствие чего едва ли не главным обязательным предметом предполагается сделать ОБЖ.

Ну кто же против обучения детей правилам безопасности, когда в любой момент они могут оказаться в гуще беснующейся толпы или в зоне поражения после взрыва? Но ставить этот предмет во главу угла значит не верить в будущее страны.

Своим потомкам мы оставляем тяжелое наследство. Нашему поколению не решить сложнейших запутанных проблем, ком которых нарастает. Распутывать их придется нашим детям. “Что же нам следует делать? А следует жить” (Ю.Левитанский). И растить своих детей полноценными бесстрашными людьми, ибо не зря сказано от века: “Боящийся несовершенен в любви”.

Опять любовь, усмехнется скептик, отрыв от суровой реальности. Но именно идеалисты, донкихоты формируют будущее, а жесткие прагматики, верящие лишь в грубую силу, всегда проваливаются.

В день траура по жертвам теракта в нашей школьной библиотеке открылась выставка, посвященная подвигу любви Алексея Федосьевича Вангенгейма.

Вангенгейм (1881—1937) происходил из потомственных дворян, получил прекрасное образование. Во время Первой мировой войны был призван в армию и назначен на должность начальника метеослужбы 8-й армии Юго-Западного фронта в чине полковника. После революции встал на сторону советской власти. После Гражданской войны восстанавливал метеостанции в Курской губернии, вел научные исследования, публиковался в научных изданиях. С именем Вангенгейма также связано создание Московского метеорологического института. Его арестовали и обвинили во “вредительстве и шпионаже”. На Соловках он занялся организацией музея, библиотеки, читал лекции. Его педагогические способности проявлялись и в письмах к дочери.

В них он вкладывал специально для нее рисунки-загадки, засушенные растения, которые служили пособиями для обучения счету, расширению кругозора. В письмах он рассказывал об удивительной природе Соловецкого острова — и ни слова о том, что этот остров он с радостью бы покинул.

В 1937 г. перед ликвидацией лагеря часть заключенных была тайно вывезена в Карелию и расстреляна. Весьма вероятно, что среди них был и А.Ф.Вангенгейм.

В витринах школьной выставки — изумительные цветные рисунки Алексея Федосьевича, адресованные дочери. По сути дела он осуществлял то, что сегодня именуется дистанционным обучением. Важно только помнить, что это была за дистанция.

Но любовь спасает и мир, и детей. На следующий день после открытия выставки в мой кабинет вошла высокая седая женщина. Элеонора Алексеевна Вангенгейм — та самая девочка, ныне доктор геолого-минералогических наук. Мы молча постояли у витрин. Подробно поговорить не удалось. Элеонора Алексеевна торопилась на научный симпозиум...

P.S. Никуда не деться от исторических аллюзий.

Аллюзия первая. В период с апреля по октябрь 1917 года события развивались столь стремительно, что В.И.Ленин часто делал приписки к своим статьям. “Пока я писал эту статью, ситуация изменилась”. Так и сегодня. Пока я писал эту статью, национальный лидер отменил введение нового стандарта. Профессионалы могут отереть выступившую на лбу испарину, а российские дети теперь знают, кому сказать спасибо за свое счастливое детство.

Аллюзия вторая. Статья И.В.Сталина “Головокружение от успехов”, в которой вождь подверг критике ретивых товарищей, допустивших перегибы на местах.

И последнее. Из недавней истории. Если мне не изменяет память, то несколько лет назад был объявлен конкурс на разработку новых четырех стандартов образования: для начальной, основной, старшей школы и высшего педагогического образования. Цена каждого стандарта — пять миллионов рублей. Итого — двадцать миллионов.

Не сомневаюсь, что эти деньги уже давно освоены. Начнем сначала?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру