Напомним, патриарх вынес на обсуждение соборян возможность для священников участвовать в выборах, как это уже было в 90-е, и отпевать самоубийц (этого церковь не позволяла никогда).
“Речь об отпевании самоубийц не идет, — озвучил решение замуправделами патриархии игумен Савва. — Речь только о молитве, которая могла бы помочь скорбящим родственникам. Данный чин будет разрабатываться”. А Чаплин рассказал о выборах: “Участие в них допускается только в том случае, если враждебные церкви силы начинают использовать власть для борьбы с церковью, для ее раскола. В этом исключительном случае священник может идти во власть. Но в России такой ситуации нет, и она невозможна. Однако такое бывало на Украине”. Таким образом, на украинских священников запрет не распространяется.
Объяснил Чаплин и причину спора церкви с государством вокруг именных пластиковых карточек и их номеров: “Дело не в том, что в них встречаются шестерки и другие антихристианские символы. Проблема серьезнее. Мы не против цифр, а против излишнего контроля за частной жизнью человека. Если введут пластиковую карту как вид медицинского полиса, то электронному носителю будет известно о человеке все: его диагноз, перемещения, траты на лекарства. Человек лишается личной тайны и становится очень уязвим: ему будет легко навязать политические условия, не выполнять которые он может побояться. Я знаю, что многие православные не примут эти условия и откажутся от электронных носителей. И важно, чтобы они не подвергались дискриминации. Не хочет человек иметь цифрового двойника — пусть пользуется традиционными документами, ему нужно оставить такое право”.
Прокомментировали священники и принятый собором документ “Отношение РПЦ к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес церкви”. “Раньше мы не отвечали на выпады, но теперь решили, что нужно иногда давать ответ, — говорит Чаплин. — Очевидно, что любая ложь — это плохо, а критика — хорошо. Документ помогает их не путать и дает варианты ответа: от диалога до обращения в суд”.
Напомним, что речь прежде всего в нападках на церковь в СМИ и Интернете. В качестве “мер воздействия” на клеветников и богохульников предполагается призывать их к покаянию и отлучать от церковного общения. Если речь идет о средстве массовой информации, то церковь собирается общаться с его руководством “с целью выяснения позиции” или требовать опровержения. А если журналисты не пойдут навстречу — церковники прекратят сотрудничество с изданием и рекомендуют пастве не пользоваться провинившимся СМИ, более того — поддержат верующих, которые устроят, например, пикеты у редакции. Ну и, наконец, крайней мерой станет требование возбудить дело о разжигании религиозной вражды. Вопрос теперь в том, что предстоятели РПЦ посчитают “клеветой”, а что — конструктивной критикой…