Что нового в Тунисе на фоне событий в Египте? Продолжается выстраиваться «вертикаль» новой власти: опубликован список 24 новых губернаторов страны. Газеты продолжают обсуждать последствия забастовки полицейских, аресты и отставки внутри сил безопасности, вызванные вторжением группы офицеров в «святая святых» МВД – штаб-квартиру, которая находится на центральной авеню столицы. «Временное правительство могло предсказать все, кроме такого восстания», свидетельствует газета «Ле Тан».
Сообщается о том, как банды мародеров продолжают в некоторых местах терроризировать мирное население. Они мимикрируют под «народные комитеты», создают заграждения на дорогах, останавливают машины и грабят пассажиров.
Прекратилась работа спортивных клубов. Причина – отсутствие финансовых средств. Спортивные спонсоры, Tunisie Telecom и Promosport, обещают выделить деньги.
Публикуется новая телеграмма посольства США от от 9 января 2006 года, появившаяся в Wikileaks, которая проливает новый свет на амбиции бывшего президента Бен Али. Эта телеграмма с грифом "секретно", написанная в январе 2006 года послом США Хадсоном, содержит подробный анализ того, как Бен Али, бывший президент Туниса, решил обеспечить свое «пожизненное президентство».
Вышла книга журналиста Мохамеда Килани о тунисской революции с анализом того, что сделало ее «возможной» и кто пытался сделать ее «невозможной» . «Тунисский проект "Демократия ", - утверждает автор книги, - это недоношенный новорожденный, появившийся на свет в результате ускорения Истории. Он все еще находится в инкубаторе. Поможем ему выжить, чтобы завтра ребенок может постепенно различать голоса, лица и краски».
И снова о Египте. Вечером с тунисскими друзьями побывал в кафе. Телеканал «Аль-Джазира» передавал прямой репортаж из Каира. Вот какими репликами обменивались тунисцы в переводе моего друга Сасси.
Экраны трех телевизоров, подвешенных на стены. Летят камни и горящие бутылки. Диктор повторяет несколько раз: «коктейль Молотов». Это переводить не надо. Это понятно теперь на всех языках. Драки, схватки врукопашную, несколько человек избивают палками упавшего человека.
- Какой ужас!
- Народ протестует против Мубарака. Он должен уйти.
- Народ? А других египтян спросили? Никуда президент не уйдет.
- Миллион на площади Тахрир – не народ?
- А семьдесят миллионов вне Тахрир – не народ?
- Это все безобразия агентов президента.
- И эти, которые «за» Мубарака - все агенты? Уж больно много! А у оппозиции что, чистые руки? Кто начал грабить и поджигать?
- Смотри, танк горит. И еще... Вот тебе и демократия!
- Бедные египтяне! Стране нужна твердая рука!
- Нет, нужна демократия. Народ требует свободу.
- Передали, что уже жрать нечего в этом Каире.Смотри, камни бросают...
- Это сторонники президента бросают камни! Они виноваты, они провокаторы!
- А навстречу им летят цветочки, да?
- Почему армия не вмешивается?
- Нет, передали, что солдаты начали стрелять.
- Смотри, верблюды.
- Бедные верблюды!
- А среди раненых есть верблюды?
- Смотри, избивают.
- Кого? Верблюда?
- Нет, того, кто упал с верблюда.
- Ужас! Что они делают? Как так можно?
- Все это американцы устроили.
- Нет, израильские спецслужбы.
- Голову надо иметь на плечах, а не глиняный горшок.
- Европейцы требуют...
- Пусть они свои проблемы решают. Египтяне сами справятся. Видали они в гробу советы европейцев.
- Иншалла! Хорошо, что мы это избежали!
На экране повторяются те же красно-кровавые сцены. Горящие машины, танки, разворачивающиеся среди толпы, раненые люди.... Диктор: «Они полны решимости...»
- Кто? Те, кто «за» или те, которые «против»?
- Все полны решимости...
Тунисцы отворачиваются от экранов. Кто задумчиво курит кальян, кто начинает любезничать с девушкой, с которой пришел в кафе. Вроде бы и Каир – арабский город, вроде бы рядом, - и все же далеко. Как на другой планете. Здесь – спокойные люди, спорят, - да, спорят! - но мирно. Здесь – мятный чай с орешками и капуччино со сливками. Там люди избивают друг друга. «Своим» раздают лепешки, «чужим» -тумаки...
Меня тянут за руку.
- Пойдем, - говорит Сасси.- Скоро комендантский час!
- А это, - мой друг Сасси грустно показывает рукой в сторону горящего на экране Каира, - еще долго не кончится. Доигрались в демократию...»
И когда мы уже сели в его машину, он сказал: «А на верблюдах были те, кто у пирамид работал. Остались они без заработка, нет туристов, вот и пришли они со своими верблюдами защищать порядок...»