Новую волну пристального внимания к своей персоне экс-мэр объяснил газете желанием властей выдавить его из РФ. С этим связаны не только публикации о приобретении недвижимости, банковских счетов и вида на жительство за рубежом, но и заявления главы Счетной палаты Сергея Степашина, обвинившего правительство столицы в нелегальном расходовании 230 млрд. руб. “Это абсолютно дикие цифры. Если бы реально пропало такое количество денег, это было бы легко заметить. Это не что иное, как попытка политического запугивания. Они пытаются ошеломить общество подобными цифрами”, — цитирует Лужкова Financial Times. Экс-мэр уверен, что проверка более 10 тыс. контрактов, о которой ранее заявил новый глава города Сергей Собянин, ничего не даст, поскольку “все эти контракты были заключены на основе конкурентных тендеров и полностью в рамках закона”. “Ну, если он хочет вернуться назад и взглянуть на них, никто ему не мешает”, — отметил Лужков. Он снова подчеркнул, что не собирается уезжать из страны: “Я останусь в России и буду бороться за свое имя и за свою честь”.
Не исключено, что бороться за честь Юрию Лужкову скоро придется не только в СМИ, но и в суде. Начальник Следственного комитета при МВД Алексей Аничин вчера не исключил, что экс-мэр столицы, а также его супруга Елена Батурина могут быть вызваны на допрос по делу о хищении 13 млрд. руб. бюджетных средств через “Банк Москвы”. “Кто причастен, кто что-то знает, будем приглашать”, — заявил Аничин. А его заместитель г-н Матвеев добавил, что “неприкасаемых в данном деле не будет”, “весь круг лиц уже известен”, в него в том числе входят Лужков, Батурина и президент банка Андрей Бородин. (Напомним, что, по данным правоохранительных органов, в разгар кризиса средства городского бюджета через “Банк Москвы” могли использоваться “для поддержки компании, которой владеет жена экс-градоначальника”.) В окружении Юрия Лужкова заявления СК при МВД расценивают как попытку одним выстрелом убить сразу двух зайцев. Во-первых, сделать более выгодной и быстрой покупку “Банка Москвы”. А во-вторых, снизить стоимость бизнеса самой Елены Батуриной.
Между тем источник в Кремле заявил “Интерфаксу”, что ни о каком давлении на бывшего градоначальника и его супругу речи не идет. “Деятельность и будни пенсионера Лужкова нас не интересуют”, — цитирует своего неназванного собеседника агентство. “Судя по той настойчивости, с которой бывший мэр Москвы пытается получить визы в различные европейские страны, у него, видимо, большие планы по посещению европейских столиц с целью, как представляется, изучения культурного наследия”, — добавил источник, выразив надежду, что соответствующая визовая поддержка Лужкову будет оказана.
Примечательно, что английская пресса связывает события вокруг Лужкова с увеличившимся бегством капиталов из России. Та же Financial Times отмечает, что за последние три месяца 2010 года из страны уплыло за рубеж $22,7 млрд. (при том что годовой прогноз Центробанка не превышал $21 млрд.), причем ускоренными темпами денежный поток начал расти именно в конце сентября, после объявления о досрочной отставке столичного мэра.