Хосни Мубарак потребовал от нового правительства незамедлительных политреформ через диалог с различными партиями. Требует президент и срочных экономических реформ, которые должны, по идее, положить конец народным страданиям и снизить уровень безработицы. Но, кажется, Мубарак с реформами спохватился поздно. Тридцать лет, которые он находится во главе страны, — немалый срок, за который народ устанет даже от безупречного правителя. А Мубарака таким, конечно, не назовешь. Проблема заключается даже не в том, что Мубарака постепенно начинают “сливать” и его западные партнеры. А в том, кто может прийти на смену нынешним правителям. Одно дело, если это будут реформисты вроде экс-главы МАГАТЭ и нобелевца Мохамеда аль-Барадеи. И совсем иной коленкор, если власть перейдет в руки радикалам из “Братьев-мусульман”.
В ночь на понедельник в центре Каира собрались десятки тысяч участников протестных акций, призывающих президента уйти в отставку, а соотечественников — ко всеобщей забастовке. Над столицей летали истребители и вертолеты...
На вторник оппозиция запланировала массовый марш под лозунгом “протест миллионов”.
Протесты проходят не только в Каире, но и в других городах страны. Однако на излюбленных российскими туристами курортах пока довольно тихо.
— Обстановка в Хургаде и Шарм-аш-Шейхе АБСОЛЮТНО нормальная, — утверждает находящаяся в Хургаде координатор проекта “МК в Египте” Юлия ШЕВЕЛЬ. — Все магазины, все учреждения, все ювелирные и сувенирные лавки работают. Никаких спекуляций ни с авиабилетами, ни с валютой нет. Курс валюты каким был в пятницу, такой и сегодня, в понедельник. Была информация о том, что будто в Хургаду ворвались автобусы с мародерами, но она оказалась недостоверной. Так же, как не подтвердились и сообщения о разгроме супермаркета “Карефур” в Шарме. Единственное, что было, — это в субботу имамы объявили по мечетям, чтобы мужчины вышли на улицу для организации самообороны. И мужчины действительно стояли на улицах — кто с монтировкой, кто с дубинкой, кто с палкой. Ждали прибытия мародеров. Но простояли часа 2—4, а потом все разошлись по домам. Во всяком случае, пока обстановка спокойная. Проблема номер один — это даже не политическая, а мародеры. Из тюрем сбежали тысячи заключенных, часть из них поймали, но далеко не всех. Поэтому создающиеся по всему Египту отряды самообороны заточены прежде всего на отлов мародеров. Наш коллега в Египте Рами аль-Калюби ночь с воскресенья на понедельник, до 4 утра, провел в таком отряде, защищая свою улицу... Так что больше паники идет от сообщений некоторых телеканалов, чем от реальных событий. Со своей стороны, по устной договоренности с российским, украинским, белорусским консулами, мы с воскресенья ведем запись населения с постсоветского пространства — чтобы люди вставали на консульский учет. Обычно мало кто это делает. Но только за воскресенье на учет встали около тысячи соотечественников. Наша редакция стала своего рода координационным штабом, к нам звонят люди, стекается информация о происходящем по всей стране.
“Мы с соседями договорились дежурить ночью, — рассказывает каирский сотрудник “МК в Египте” Рами аль-Калюби. — А когда начался комендантский час, то из мечетей по громкоговорителю стали призывать взрослых мужчин спускаться к подъездам домов. Мы набрали стульев, палок и сели внизу. У человека из соседнего дома был пистолет. В отрядах самообороны были отставные военные с оружием. Мы сидели всю ночь, обсуждали политическую обстановку. Кто-то принес сладости, кто-то воздушную кукурузу, я прихватил с собой бананы. Готовили чай, решили было даже кальян разжечь, но до этого не дошло. Несколько физически подготовленных активистов решили обходить район. Между соседними улицами мы договорились, что если появятся мародеры, будем свистеть и стрелять в воздух, чтобы спугнуть грабителей. Пару раз за ночь раздавались выстрелы и свистки. Но это была ложная тревога. Например, один человек ехал в машине в комендантский час, его останавливали через каждые 10 метров. Он разнервничался, начал громко сигналить — люди всполошились, засвистели... По ходу дежурства поступали слухи, что где-то далеко от нас задержали неизвестных с оружием, но у нас было тихо. К исходу ночи мы стали понемногу расходиться — особенно те, кому с утра на работу. А вообще есть опасения, что криминальная ситуация ухудшится: ведь хотя часть бежавших из тюрем заключенных решила вернуться, чтобы им не увеличили срок, те, кто был приговорен к смертной казни или пожизненному заключению, за решетку возвращаться не собираются. На египетской “улице” происходящее называют “революцией голода” — ведь количество бедняков после этих событий только увеличится: многие египтяне работали поденщиками на стройках. А в последние дни никакие строительные работы не ведутся, люди подрастратили заработанные деньги, а новым взяться неоткуда... Так что мы с соседями хотим ставить в подъезд железную дверь на всякий случай”.
Комментарии экспертов
Удастся ли Хосни Мубараку удержаться у власти? Кто может прийти ему на смену?
Алексей МАКАРКИН, зам. гендиректора Центра политических технологий: “Все будет зависеть от консолидации элиты. В Тунисе произошел верхушечный переворот, спровоцированный народными выступлениями. Элитарное большинство отстранило президента Бен Али от власти. В Египте ситуация развивается по-другому. В окружении Мубарака были разные мнения по поводу того, кто должен возглавить страну после его ухода. Вариант с созданием династии не удался. Часть правящей элиты, люди, которые были рядом с Мубараком в течение его президентства, — это генерал Сулейман, назначенный вице-президентом, и Ахмед Шафик, возглавивший правительство, — хотели бы передать власть кому-то из окружения Мубарака. В таком случае в общих чертах режим сохранится при некоторых вынужденных изменениях. Старая гвардия заинтересована в том, чтобы Мубарак ушел с почетом и не повторил судьбу Бен Али. Если все обвалится, дальнейшие процессы могут быть очень сложными. В качестве объединяющей фигуры может выступить Эль-Барадеи. По крайней мере часть исламистов согласны с тем, чтобы он возглавил коалицию, состоящую из либералов и представителей организации “Братья мусульмане”.
Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока: “Мубараку 80 с лишним лет, будет ли он свергнут или сам уйдет — это уже как сложится. Если удастся сохранить режим, то на непродолжительный период. Вопрос в том, сохранится ли Омар Сулейман, которого Мубарак назначил вице-президентом. Он жесткий, эффективный спецслужбист, он может контролировать Египет. Если Сулейман Египет не контролирует, значит, революция, анархия, может быть, всплывает на какое-то время в качестве “шапочного” перекрытия Барадеи, а потом исламисты берут власть, и “летит” практически весь Ближний Восток. Именно поэтому израильтяне требуют от Обамы, чтобы он оставил Мубарака в покое. В отличие от Обамы им там жить, и они понимают: если там “полетит”, то скорее всего “полетит” в Йемене, Сирия не останется под властью Асада, и почти неизбежно, что Аравийский полуостров “взорвется”.