К сожалению, на совещании не было сказано ни слова о том, как разваливали систему охраны “Домодедово”. “МК” выяснил, что службу безопасности аэропорта за последние три года ослабили и она физически не могла противостоять террористам.
— Обращаюсь к Министерству транспорта и вообще к правительству, к РАО “РЖД”, к Министерству внутренних дел: все должностные лица, которые отвечают за процесс, должны быть приведены в чувства! А те, кто не работает — наказаны, — пригрозил президент. — Я подписал указ об освобождении начальника Управления МВД по транспорту по Центральному федеральному округу Алексеева. Но на этом все не должно заканчиваться. Кто еще?
— Принято решение об увольнении начальника линейного управления внутренних дел “Домодедово” и его двух замов, — подсказал глава МВД Нургалиев.
— Тряхните всю транспортную систему, — добавил президент. — Посмотрите, как работает полиция в аэропортах других стран: выворачивает чемоданы, раздевает людей, а у нас это вызывает раздражение. Придется поменять правила. Правительству в двухнедельный срок подготовить предложения... Чтобы я больше не слышал: мы за это не отвечаем! Это в высшей степени безнравственно.
Все это, безусловно, верно. Если бы не один нюанс: в течение нескольких лет “Домодедово” с молчаливого согласия властей фактически готовили к теракту. Как это происходило, “МК” рассказал один из сотрудников службы безопасности аэропорта.
— Долгое время мы осуществляли контроль на входе вместе с милиционерами. Дисциплина в нашем ЧОПе куда выше. В частности, начальство регулярно устраивало проверки: пропускало через металлоискатель своего человека с “бомбой”. Если охранник не выявлял его, — строгий выговор, после второго пропуска — увольнение. Каждые три часа нас меняли, чтобы глаз не замылился. И большинство подозрительных лиц на входе задерживали именно мы. Странности начались года три назад. Сначала нам отказались продлевать лицензию — проблему утрясали довольно долго. А потом была четко разделена зона ответственности: сам зал аэропорта, т.е. всю территорию до паспортного контроля охраняет ЛУВД, терминал, т.е. “заграницу” — наши люди. И через пару месяцев после этого контроль за рамками металлодетектора на входе в аэропорт ослаб настолько, что люди просто проходили мимо них, не останавливаясь.
Вот теперь всех пассажиров досматривают по 20—30 минут. А толку? Перед металлоискателями собирается толпа, и никто не мешает смертнику взорвать себя в этой толпе. Понятно, что охранники в таких местах, как аэропорт, должны быть физиономистами и выявлять неблагонадежных, грубо говоря, по мочкам ушей. Милиционеры этого делать не умеют... Но даже честные стражи порядка просто не обладают навыками поимки террористов. И система обучения аэропортовских стражей порядка азам выявления потенциально опасных граждан фактически отсутствует. Немудрено, что в помощь для раскрытия теракта 24 января вызваны представители полиции Нью-Йорка.
Об их руководителях — разговор особый. С 2001 года до марта прошлого года Департаментом обеспечения правопорядка на транспорте руководил Вячеслав Захаренков. Источники “МК” напоминают, что именно за эти 9 лет структурные подразделения в ДОПТ потрясли несколько коррупционных скандалов, связанных в первую очередь с контрабандой. Ближайшим сподвижником Захаренкова был начальник УВД на воздушном и водном транспорте Александр Близнюков. Примечательно, что после терактов в “Домодедово” в 2004 году его не то что не уволили — ограничились замечанием. Управление транспортной милиции по Центральному федеральному округу также возглавлял человек Захаренкова — Андрей Алексеев (ранее он 10 лет работал руководителем УВД на железнодорожном транспорте). Эти люди и должны нести ответственность за то, что “Домодедово” оказалось не готово к теракту.