Прежде всего — о социальном самочувствии жителей мегаполиса. Только каждый пятый скорее доволен общим положением дел в городе, еще 37% — скорее недовольны и столько же — отчасти довольны, отчасти нет.
То есть общественно-политический фон, на котором Собянин начал свою работу, скорее негативный. И причина здесь не только в объективно непростой ситуации в столице, но и в “привходящих” обстоятельствах осени 2010 года, когда информационное пространство переполнилось набором весьма тяжелых событий, негативно влияющих на самоощущение значительного числа наших сограждан. Здесь и массовое убийство в Кущевке, и серия резонансных коррупционных скандалов, и многочисленные аварии и катастрофы.
Да и само по себе наступление зимы неизбежно ухудшает эмоциональное состояние людей, особенно если оно сопрягается с усилением и без того внушающих ужас пробок и заторов на дорогах мегаполиса.
Наконец, нужно помнить, что оценки москвичей практически по любым вопросам всегда отличаются в худшую сторону от оценок “средних” россиян. Как объяснить этот феномен, регистрируемый социологами на протяжении как минимум десятилетия?
Кто-то считает, что просто люди в Москве лучше информированы об истинном положении дел и потому оценивают его хуже. Кто-то (и я в том числе) — что планка притязаний у москвичей выше, они сравнивают себя не столько с российской глубинкой, сколько с европейскими столицами, и зазор между желаемым и наблюдаемым поэтому шире.
Проблемы же, стоящие перед Собяниным, настолько серьезны, что ожидать быстрого эффекта от работы новой команды сложно. Более того, как известно всякому россиянину, любые реформы на коротком промежутке времени скорее обещают ухудшение, чем улучшение. Просто потому, что прежний механизм реформой отменяется, а новый — только формируется.
Поэтому и к реформам мы обычно относимся со смешанными чувствами: вроде бы и хотим, ждем их, но — боимся верить в их успех, осторожничаем, ворчим, ибо уже столько раз разочаровывались в своих надеждах. Столь сложная гамма чувств, помноженная на уже упоминавшийся повышенный скептицизм москвичей, определяет восприятие и собянинских инициатив.
Кстати, распознать и уяснить для себя суть нового курса людям пока сложно. Так что приходится концентрироваться на конкретных — и зачастую сугубо тактических — действиях. Выделю из их числа несколько весьма спорных: перенос памятника Петру Великому; отказ от “украшательства” новых станций московского метро ради ускорения его строительства; массовый снос торговых палаток в центре; новая схема взаимодействия города и области.
Как выяснилось, только 20% москвичей хотели бы перенести церетелиевского исполина, а 65% он устраивает и на том месте, где стоит сейчас. Только 45% согласны экономить на облике метро, а 47% считают, что его изысканная красота отличает Москву от других мировых столиц, и это отличие надо сохранять, пусть даже это стоит дополнительных денег. Целых 66% опрошенных одобрили акцию по сносу торговых палаток, осудили ее лишь 19%.
Самый сложный вопрос — как Москве строить отношения с областью. Собянинский вариант — координацию без слияния — поддержали только 35%. В отличие от них 28% считают более эффективным объединить два субъекта Федерации в один, а 13% вообще предлагают передать дороги Москвы и области в прямое ведение Минтранса России, изъяв их из компетенции обоих регионов.
Новый курс — это обязательно новые кадры, и резонно было поинтересоваться отношением москвичей к формирующейся команде Собянина.
Новый мэр весьма радикально обновил состав городского правительства. Стоило ли рубить сплеча или лучше было опереться на проверенные лужковские кадры, чтобы не допустить потери управления в самый сложный — переходный — период?
73% москвичей одобрили стремление Собянина привести в правительство “свежую кровь”, профессионалов федерального масштаба, и лишь 7% полагают, что мэр зря увольняет опытных управленцев, глубоко вникших в проблемы Москвы.
Что же касается самого Юрия Лужкова и Елены Батуриной, то наш опрос стал тестом, с одной стороны, на терпимость к коррупции, а с другой — на гуманизм и готовность “не пинать ногами” повергнутых кумиров. Тест показал, что 67% опрошенных требуют довести расследование обвинений против Батуриной до конца и привлечь ее к ответственности “по всей строгости”. Лишь 20% согласны оставить в покое экс-мэра и его семью.
Быть может, недовольство людей коррупцией во власти настолько выросло, что никакие гуманистические соображения не в силах перевесить народное желание разобраться с высокопоставленными коррумпантами и, по возможности, посадить всех?
Может быть, и так. Но мне лично вспоминается, что в нашей политической культуре в подавляющем большинстве случаев “не человек красит место, а место — человека”. Именно поэтому тот, кого еще вчера все окружающие превозносили как полубога, на следующий день после отставки… превращается в гонимого и оплевываемого всеми, включая ближайших поклонников! Такое поведение органично подданным, но не гражданам. Кого у нас сейчас больше — судите сами.
Что же до персоны Собянина, то к нему у москвичей сложилось скорее позитивное отношение: 63% оценили его первые шаги в новой должности с одобрением, скорее отрицательно — только 8%. Ожидания, связанные с ним, нельзя назвать завышенными, но 38% считают, что он будет для Москвы хорошим мэром, а 7% — что даже “одним из лучших”; плохим мэром его видят только 3%, остальные пока затрудняются с прогнозами.
Как видим, кредит доверия достаточный, но не чрезмерный. И это скорее хорошо — ведь там, где есть завышенные ожидания, потом неизбежны разочарования. А там, где есть безграничное доверие власти, трудно ожидать, что общество будет за ней пристально следить.
К счастью, к нашей критичной и ворчливой Москве это не относится: город бдительно следит за новым мэром, подмечая как его первые успехи, так и промахи. И в таком отношении, на мой взгляд, есть росток нового, более эффективного и честного для обеих сторон “общественного договора” между горожанами и их градоначальниками. Договора, который очень нужен нашей Москве.