Станислав БЕЛКОВСКИЙ, политолог:
— Во-первых, это говорит о том, что оглашение приговора должно состояться прямо в новогодние дни, чтобы снизить резонанс от принятого решения и разрядить общественное напряжение. Во-вторых, по возможности избежать массовых акций у суда. Думаю, так или иначе иначе смысл переноса — это разрядить общественное напряжение вокруг приговора. Что касается содержания приговора, тут пока нет ясности. От так называемых информированных источников я слышал три разные версии того, что будет с Ходорковским. Одна версия сводится к тому, что Ходорковский получит 14 лет, как и просит прокуратура, и будет помилован президентом после очередных выборов в 2012 году. Вторая версия, что он получит 6—7 лет и с учетом поглощения менее строгого наказания более строгим выйдет на свободу через год, когда истечет его срок по первому приговору. Ну и третья версия заключается в том, что суд вернет дело в прокуратуру, после чего Ходорковский должен выйти из тюрьмы в октябре следующего года. Конечно, рассчитывать на оправдательный приговор ни при каких обстоятельствах Ходорковскому и Лебедеву не приходится.
Глеб ПАВЛОВСКИЙ, политолог:
— Может быть, судья католик? Дело в том, что во втором деле все без исключения события, все, что происходило, — необъяснимо, начиная с обвинений и кончая судебным процессом. Поэтому назначение даты оглашения приговора, равно как и ее перенос, находятся в логике абсурда этого процесса. Наверно, если судья хочет подумать, это надо приветствовать, лучше пусть подумает.
— Может быть, это как-то связано с тем, что Путин будет очередной раз общаться с народом?
— Я не думаю, что это сильно связано с прямой линией Путина. Он ведь много раз высказывался по этому поводу, в том числе и на прямых линиях. Позиция Путина известна, она им высказана очень ясно. Он намекал довольно ясно на то, что считает, что Ходорковский замешан в убийствах, так что пусть лучше его осудят по этому абсурдному обвинению. Я не думаю, что у Путина есть проблемы в связи с Ходорковским, эти проблемы есть у Медведева.
— Какие это проблемы?
— Высокий риск для зарубежных инвестиций и высокая степень недоверия к бизнесу от судебной системы внутри страны.
Павел ЧИКОВ, председатель Межрегиональной правозащитной ассоциации “АГОРА”, кандидат юридических наук:
— Перенос даты вынесения приговора говорит о том, что он просто не дописан судьей. (Кстати, “МК” неофициально подтвердил это предположение заслуживающий доверия источник в судебной системе столицы. — Ред.) Во-первых, не забывайте, что дело было резонансное, очень сложное, шло долго, и при вынесении приговора суд не может ограничиться только резулятивной частью. А тут значение имеют любые детали. Важно, по каким статьям суд оправдает или признает виновным подсудимых, какие даст сроки... Ну а теоретически это может означать все что угодно. В принципе предположение, что приговор не был вынесен вовремя из-за того, что нет соответствующего политического решения, имеет право на существование. Но в этом случае ничего нельзя прогнозировать — приговор может быть как обвинительным, так и оправдательным.