О том, что Кремль сделал ставку на альянс коммунистов и демократов, стало ясно еще накануне выборов. Федеральные телеканалы дружно мочили “прорумынский” альянс за европейскую интеграцию и предоставляли эфир только двум молдавским политикам: Владимиру Воронину и Мариану Лупу. Однако коммунисты получили еще меньше голосов, чем на предыдущих выборах, а альянс укрепил свои позиции. В совокупности три партии альянса получили 59 мандатов. То есть им не хватает теперь всего двух голосов, чтобы избрать президента и окончательно взять власть в стране.
Демократическая партия была, безусловно, “слабым звеном” альянса прежде всего потому, что ее союз с либералами Гимпу и либерал-демократами Филата изначально был не идейным, а чисто тактическим. Мариан Лупу был ранее членом ЦК Компартии и при коммунистах несколько лет занимал пост спикера парламента. Его пути с Ворониным разошлись только весной прошлого года, когда стало ясно, что Компартия не собирается выдвигать кандидатуру Лупу на пост президента.
Тогда Дмитрий Дьяков предложил Лупу возглавить Демократическую партию, которая на апрельских выборах не сумела попасть в парламент. С приходом Лупу партия пережила второе рождение, “откусив” часть коммунистического электората. После июльских выборов 2009 года демократы вошли в альянс за европейскую интеграцию, поскольку там Лупу пообещали пост президента.
Однако коммунисты заблокировали избрание Лупу, в результате он оказался в положении аутсайдера: он единственный из лидеров альянса не получил никаких постов.
Между коммунистами и Марианом Лупу нет идейных разногласий, у них, по сути, один и тот же электорат. Для создания альянса им нужно только преодолеть личные обиды и амбиции. В разговоре со мной Владимир Воронин дал понять, что готов даже выдвинуть Лупу на пост президента. “Да пусть хоть все три поста забирают, нам не жалко!” — говорил он. По информации молдавских СМИ, на второй день после выборов Воронин в одном из кишиневских ресторанов встретился с местным олигархом Владимиром Плахотнюком — главным спонсором Демпартии и вторым номером в ее списке. Именно Плахотнюк был в последнее время главным лоббистом Лупу в Москве. Демпартия, кстати, около года назад заключила соглашение о сотрудничестве с “Единой Россией”.
В Кишиневе мало кто сомневается: внезапный воскресный визит в Молдавию руководителя Администрации Президента РФ Сергея Нарышкина был вызван желанием Москвы “помочь” формированию новой правящей коалиции с участием коммунистов. Очевидно, что именно об этом Нарышкин говорил с Ворониным и Лупу. Этих политиков Москва считает сейчас наиболее удобными для себя партнерами. Видимо, по принципу “меньшего из зол”: Воронин в качестве президента не был надежным партнером Москвы, его трудно назвать и “пророссийским” политиком. Еще менее “пророссийской” является Демпартия. Красноречивый факт: пропагандистский фильм “Голгофа Бессарабии” (об ужасах “советской оккупации”) был снят по заказу министерства культуры, которое возглавляет соратник Лупу по партии Борис Фокша. (В фильме, который демонстрировался по молдавскому ТВ накануне и в день выборов, специалисты обнаружили прямые фальсификации: зверства фашистов приписываются советским войскам).