Сразу после случившегося блогеры тут же разразились спичами о том, что ГЛОНАСС с самого начала представляла собой жалкую фикцию, аналог американской навигационной системы GPRS. “У нас везде одно ворье, которое гребет деньги лопатами везде, где только можно. ГЛОНАСС для этого — манна небесная в прямом смысле, деньги туда вбухиваются миллиардами... А российские граждане как пользовались американскими навигаторами, так и пользуются”.
Однако специалисты космической отрасли, которые вплотную работают с ГЛОНАСС, с блогерами не совсем согласны.
— Что вы? Группировка летает и работает почти на все сто, — прокомментировал нам один из сотрудников отраслевого ЦНИИ. — И для отличной работы, глобальной навигации в пространстве всего земного шара нам не хватало всего лишь этих трех спутников. Какую роль они должны были играть? Закрывать “дыры”. Дело в том, что для стабильной работы в космосе должны летать 24 спутника, причем в трех плоскостях (по 8 аппаратов в каждой). И геометрия этой группы должна быть строго соблюдена. Каждый спутник должен располагаться в таком месте, чтобы в любой точке Земли приемники “видели”, то есть принимали, сигнал сразу четырех спутников. У нас сейчас летает 26 аппаратов, но по целевому назначению используются всего 20 (4 выведены на техобслуживание, еще 2 находятся в орбитальном резерве). Вот сейчас в связи с падением новых стоит вопрос о том, какие из оставшихся спутников временно составят полную российскую группировку.
— Что стало причиной падения спутников, кто в этом виноват?
— Как и сообщалось, ракета-носитель “Протон-М” должна была вывести на орбиту три навигационных спутника “ГЛОНАСС-М”. Примерно через 10 минут после старта разгонный блок ДМ вместе со спутниками отделился от третьей ступени ракеты-носителя. Он должен был доставить “груз” на орбиту высотой примерно в 20 тыс. км, однако этого не произошло.
— Сообщалось о какой-то незамкнутой орбите...
— Я не знаю, что это такое, такого термина нет. Просто “Протон-М” с разгонным блоком не дотянули до отметки 20 тысяч км, из-за этого и произошло падение. Причиной этого могло стать все что угодно. Может, математики неправильно переместили “плюс” на “минус”, может, кто-то на заводе, где собирался “Протон”, допустил оплошность. Сейчас вычислить это будет очень сложно, поскольку аппараты сгинули в океане, исследовать их невозможно. Уже создана комиссия по разбору этой ситуации, будем ждать результатов.
Как сообщили специалисты Роскосмоса, “Протон” с тремя спутниками на борту вел себя странно еще при запуске. “Ракета эта тяжелая, обычно всегда идет ровно, а в воскресенье ее словно качало из стороны в сторону”, — поделились с нами очевидцы.
— Больше всего сейчас ругают разработчиков программ запуска. Мол, что-то у них не сошлось в расчетах. Однако навигаторы, те, что отвечают именно за спутники и вроде бы не виноваты в случившемся, защищают проектировщиков. Они вспоминают, как еще в 2002 году Сергей Иванов, посещая одно из предприятий, подверг критике инженеров, недовольных зарплатой в 2,5 тысячи... “Кто пойдет работать за такие деньги? — возмущаются специалисты. — Развалили всю отрасль, а теперь ищут виновных — с себя надо начинать”.
Однако не это волнует руководителей государства и космического агентства. Отвлечемся немного от самого ЧП, вернувшись на несколько месяцев назад. По словам одного из моих собеседников, Анатолий Перминов, глава Федерального космического агентства, пожаловался недавно президенту Медведеву на то, что над ним сгущаются тучи, якобы соратники хотят сместить его с кресла руководителя. А Медведев якобы ответил Анатолию Николаевичу, что два года он точно еще протянет.
Какой же теперь реакции следует ожидать от президента, который взял дело о расследовании происшествия в космосе под свой личный контроль? В Счетной палате, по некоторым данным, уже получили указание проверить финансовые дела космической отрасли на предмет нецелевого расходования средств. Неужели на этот раз найдут виновного? Что-то мы не слышали никаких разоблачений по поводу отказа нашего разгонного блока ни при выводе на орбиту американского телекоммуникационного спутника АМС-14, ни при ЧП с японским спутником в сентябре 2007 года.