До прибытия лидера партия вместе с чиновниками и бизнесменами из ДФО (набралось около 500 человек) по традиции заседала два дня. За это время требовалось отобрать 15 из 64 дальневосточных проектов, достойных показа премьеру и включения в план развития региона. Впрочем, в этот раз заявленную тему форума потеснила еще одна — ответ партии Путина президенту Медведеву. Выступавшие от “ЕР” не могли молчать по поводу высказываний ДАМа о политическом застое. Особенно усердствовал председатель Госдумы Борис Грызлов, который категорически не согласился с тем, что партия власти превращается в памятник самой себе. Не забыл он пройтись и по оппозиции, заметив, что та всегда голосует против предложений Кремля и правительства.
Тему продолжил подоспевший лидер, который также заочно вступил в полемику с коллегой по тандему. В то время как Медведев в своем ролике говорил о маргинализации оппозиции, Путин утверждал, что партии власти приходится “действовать в условиях политической конкуренции, сталкиваясь с критикой со стороны оппонентов”. Лидер призвал однопартийцев “доказывать свою правоту делами, вовлекая в диалог как можно больше людей”. “Мы с вами не для выборов работаем. О людях надо думать”, — доказывал ВВП, речь которого прерывалась аплодисментами аж сорок раз. Обращаясь к теме форума, он призвал “ЕР” “конкретными делами поддержать позитивный настрой жителей Дальнего Востока”. Ведь из региона по-прежнему “утекают” люди — в основном, согласно диагнозу ВВП, из-за “житейской неустроенности”. Как улучшать настрой, премьер продемонстрировал на личном примере, непрерывно откалывая шуточки и хохмы. Так, предоставляя слово главе погранслужбы, он вспомнил поговорку: “Рубежи страны родной бережет отлично и не дремлет под сосной трезвый пограничник”. Образно обратился ВВП и к руководителю Федеральной таможенной службы Андрею Бельянинову: “Таможня “добро” дает или нет?”. “Берет!” — не растерялся тот. А министра культуры Александра Авдеева Путин в шутку пригрозил сослать строить БАМ — за то что он увлекается зарубежными мероприятиями.
Смех аудитории вызвал и путинский ликбез по поводу поведения червяков. Когда речь зашла о геотермальных источниках Камчатки, Путин проехался по всей альтернативной энергии в целом. Например, ветряки, выказал осведомленность он, “создают такую вибрацию, что червяки наверх вылезают, не говоря о всяких кротах”.
А когда один из участников конференции попросил поздравить его с рождением второго ребенка, Путин, пожав ему руку, заявил: “Дмитрий Анатольевич третьего от вас ждет, а вы только второго”. “Это часть инвестиционного проекта”, — парировал бизнесмен.
Впрочем, за пять часов, которые бодрый, несмотря на ночь в самолете, Путин посвятил форуму, участники успели не только похохмить, но и серьезно обсудить основные болевые точки Дальнего Востока. Одна из них — последствия ужесточения правил ввоза в Россию подержанных иномарок. “Не было ни у кого желания закрывать чей-то бизнес, — пояснил Путин. — Я хочу, чтобы все понимали, кого нужно было поддерживать в условиях кризиса: тех, кто производит автомобили в Южной Корее и Японии, или свой автопром, в который вовлечены 6 млн. человек? У нас выбора не было никакого”.
Надежд на откат назад перегонщикам авто он не дал: мера, по мнению Путина, сработала. На том же Дальнем Востоке, напомнил он, открылся завод Sollers, с конвейера которого в этом году должно сойти более 10 тысяч авто. “Это первые шаги, но, если мы не будем их делать, у нас никогда ни фига не будет, все будем закупать только там”, — не стал гнушаться молодежного сленга премьер.
Однако для того чтобы народ прекратил бежать с Дальнего Востока, предстоит сделать еще многое, признал премьер. Например, удвоить к 2020 году ввод жилья, не допускать перебоев в поставках тепла и горячей воды, то есть “замерзания” населенных пунктов. А когда это все наладится, можно и экотуризм развить — в связи с этой идеей Путин поручил МИД рассмотреть возможность безвизового въезда в Приморье для туристов (но не более чем на 72 часа). Конечно, для этого понадобится снизить стоимость билетов, ведь за нынешние 15—20 тыс. москвичи осваивать достопримечательности региона не полетят. “Почему до Нью-Йорка дешевле лететь, чем от Москвы до Владивостока?” — возмущался ВВП. Он поручил Минфину и Минтрансу разобраться с монополизмом, керосином и налогами. И тогда, возможно, с Дальнего Востока начнется долгожданное снижение завышенных цен на авиабилеты.
Хабаровск