Лукашенко дал оппозиции волю

ОМОН не стал разгонять противников Батьки

Своя мини-либерализация происходит в Белоруссии накануне президентских выборов. В среду центр Минска заполонили оппозиционно настроенные граждане. На несанкционированную акцию, которая включала в себя митинг и шествие, собрались до двух тысяч человек. Однако стражи порядка не стали силой разгонять собравшихся. Лукашенко заделался демократом?

ОМОН не стал разгонять противников Батьки

тестовый баннер под заглавное изображение

Приурочена акция была к годовщине референдума 1996 года, в результате которого, по мнению оппозиции, Лукашенко узурпировал власть. Акция продлилась около трех часов, в ней участвовали два кандидата в президенты — Виталий Рымашевский и Николай Статкевич. В какой-то момент толпа направилась к Дому правительства и зданию ЦИКа, находящимся на площади Независимости. Во главе колонны митингующие развернули растяжку “Саша, сыходзь!” (“Саша, уходи!”), скандируя при этом: “Жыве Беларусь!”.

У ступенек Дома правительства митинг продолжился. “14 лет назад Лукашенко окончательно встал на путь беззакония. За это преступление ему еще предстоит ответить”, — пламенно вещал активист Змитер Дашкевич. Николай Статкевич зачитал резолюцию митинга, которая была оформлена в виде обращения к главе ЦИК Лидии Ермошиной, которой, естественно, вечером не оказалось на рабочем месте. Главным требованием значилось включение в каждую участковую избирательную комиссию по представителю от оппозиции. Бумажку в результате прикрепили ко входу в ЦИК.

В последние годы все оппозиционные акции в Белоруссии жестоко разгонялись стражами порядка. И эта акция не была санкционирована, более того, Генпрокуратура Белоруссии предупредила накануне кандидатов о недопустимости их манифестации. Люди вышли, разгона не было. Почему сценарий поменялся? Разгон сейчас автоматически приведет к охлаждению отношений с европейскими странами, а их мнением, в условиях конфронтации с Россией, Александр Григорьевич дорожит. Батька надеется на легитимизацию выборов Евросоюзом. К тому же фактически эта площадная стихия ничем Лукашенко не грозит. Поскольку в избирательные комиссии включены исключительно “свои” люди, голоса во время выборов подсчитают все равно “как надо”.

С другой стороны, для Лукашенко существует опасность, что люди почувствуют вкус свободы и перестанут бояться высказывать свое мнение на улице. “Уже понятно, что потенциал для площади есть! Он гораздо больший, чем в 2006 году, когда вышло 35 тысяч человек. И сейчас люди не станут мириться с фальсификациями результатов выборов”, — говорит лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько. Другой оппозиционер — глава белорусских коммунистов Сергей Калякин — считает эту акцию большим просчетом оппозиции: “Эти брожения по улице туда-сюда неизвестно зачем для меня не очень понятны. Сегодня я властям поставил бы “пятерку”, потому что это власть запишет в свою пользу. Она будет показывать всей Европе: “Посмотрите, какая у нас демократия! Что вы от нас хотите? У вас бы так нигде не ходили — ни по Брюсселю, ни по Вашингтону. А у нас демократия!” Хотя никакой демократии нет — это показуха для Запада. Но власть переиграла сегодня демократические силы”.

Непосредственно для Рымашевского и Статкевича за нарушение закона о массовых акциях все может закончиться достаточно печально. 30 ноября ЦИК рассмотрит их поведение и, возможно, отменит регистрацию кандидатами в президенты. Хотя некоторые полагают, что для демонстрации “возрастающей демократизации” их пощадят.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру