Сталин и Мао слушают нас?

Нобелевская премия как лакмусовая бумажка

В городской ратуше норвежской столицы Осло готовятся к церемонии награждения Нобелевской премией мира китайского ученого и борца за права человека Лю Сяобо. Согласно правилам награждения, премия должна вручаться или лауреату, или кому-нибудь из членов его семьи. Но условие невыполнимо. Лауреат отбывает 11-летний срок, его супруга — под домашним арестом, а братья невыездные.

Нобелевская премия как лакмусовая бумажка
На Западе требуют от Китая освободить диссидента-нобелевца.

Тем не менее “церемония без вручения” состоится. Речь на ней произнесет председатель Нобелевского комитета мира. Затем эсэмэски Лю зачитает известный норвежский актер и режиссер Лив Уллман. Наконец, детский хор исполнит любимые песни лауреата-узника.

Несколько слов о нем. В 1989 году во время известных событий на пекинской площади Тяньаньмэнь Лю провел успешные переговоры о мирном отходе студентов-демонстрантов, что спасло жизни многим из них. С тех пор он постоянно выступал за демократизацию политической системы Китая. 11-летний срок Лю получил за соавторство в составлении так называемой “Хартии-08”, требовавшей прогрессивных реформ.

Инцидент с Лю далеко не первый в истории награждений Нобелевскими премиями мира. Когда этой премией был награжден Андрей Сахаров, тогдашние кремлевские правители не пустили его в Осло. Но у них хватило ума пустить в Осло его супругу, которой и вручили премию. Аналогичным образом поступило и польское коммунистическое правительство генерала Ярузельского в отношении профсоюзного вожака Леха Валенсы в 1983 году. Даже бирманская военная хунта разрешила в 1991 году сыну Аун Сан Су Чжи, находившейся под домашним арестом, поехать в Осло и получить премию вместо своей матери.

И лишь один раз Нобелевская премия мира никем не была востребована. Это произошло в 1935 году. Лауреатом премии стал выдающийся немецкий журналист и пацифист Карл фон Оссецкий. Нацистский режим не пустил ни его, ни кого-нибудь из его близких в Осло. Несколько лет Оссецкий провел в фашистских концлагерях, где заболел туберкулезом. Он умер в 1938 году в одной из берлинских больниц. Его палату постоянно сторожили гестаповцы.

Эта небольшая историческая справка выставляет в самом неприглядном свете Пекин. Думаю, распространяться на сей счет вряд ли необходимо. Удивляет другое. Зачем китайским властям понадобился “карнавал”, бьющий бумерангом по ним самим? В Китае мало кто знает Лю. “Рекламу” ему сделал не Нобелевский комитет, а пропагандистский аппарат Поднебесной. Газета “Женьминь жибао”, например, пишет, что “награждение Нобелевской премией мира Лю вновь отражает настойчивые попытки западных стран вмешиваться в китайский политический процесс. Это хорошо спланированное шоу, предумышленное и хорошо запланированное западными странами, является частью серии акций США и их союзников с целью подорвать Китай”. Знакомая лексика, мало чем отличающаяся от терминологии большевистской “Правды”.

Но ведь сейчас никто не ведет “холодную войну”. В Китае происходят исторические перемены, правда, в основном в экономической области. Взвалив на себя неприятный груз — держать в тюрьме в течение десяти лет нобелевского лауреата, — Пекин, как говорится, выстрелил себе в ногу.

Еще более удивительно, что во всем этом деле умудрилась выстрелить себе в ногу и Москва. Китайское руководство попросило международное сообщество не принимать участия в церемонии 10 декабря. На сегодняшний день лишь шесть государств “прислушались” к голосу Пекина, в котором явно звучал металл. Среди них Казахстан, Куба, Ирак и… Россия!

Но почему? Да, Россию и Китай связывает так называемое “стратегическое партнерство”. Да, России крайне необходим китайский рынок. Но… Я уже упоминал о присуждении Нобелевской премии Сахарову. А Нобелевские премии по литературе Пастернаку, Солженицыну, Бродскому? Пастернака власти вынудили отказаться от премии. Отказываясь от участия в церемонии 10 декабря, мы как бы становимся на сторону ГУЛАГа, а не Солженицына и Бродского.

Давно канули в Лету времена, когда мы распевали песню Вано Мурадели “Москва—Пекин” с ее рефреном “Сталин и Мао слушают нас”. Тектонические изменения, происходящие в России и Китае, способствуют укреплению подлинной дружбы между Москвой и Пекином, а не той, мнимой, которая существовала в период царствования Сталина и Мао. Именно дух этой подлинной дружбы диктует присутствие нашего представителя на церемонии 10 декабря в городской ратуше Осло.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру