Широкополосным доступом в Интернет в России пока пользуются 11% населения. Однако это средняя температура по больнице. В деревнях и селах доступ в Сеть если и есть, то стоит куда дороже, чем в городах, — в 2—3 раза.
“Виртуальное неравенство” стало одной из проблем, которую обсудили вчера в Общественной палате.
— Право на доступ в Интернет должно получить законодательное закрепление как одно из основных прав человека, — провозгласил председатель Совета при президенте по правам человека Михаил Федотов.
По его словам, в законопроекте, который готовится по этому поводу, будет прописано примерно следующее: “Государство дает гарантию, что во всех точках России будет возможность доступа к Интернету”.
Как это организовать, “модернизаторы” российских сел еще не определились. Как не раз объясняли чиновникам операторы связи, строить сети доступа к ресурсам глобальной Сети в селах невыгодно. В качестве выхода из этого положения Мининформсвязи предлагает два свежих решения. Первое — надстраивать точками WiFi-доступа таксофоны, установленные в деревнях и селах. Второй выход подходит для регионов, в которых начато развертывание сетей цифрового телевидения. По его стандартам как раз и можно организовать сельчанам Интернет.
Однако все это грозит затянуться не на один год. Поэтому рассматривается и более простой вариант решения проблемы. За опытом преодоления цифрового разрыва между горожанами и сельчанами чиновники думают податься в Индию, где для местных крестьян создаются бесплатные интернет-центры — один на несколько деревень. Однако широкополосный доступ это, конечно, не заменит.
Как сообщил Михаил Федотов, президенту переданы поправки в УК, ужесточающие ответственность за нападение на журналистов и воспрепятствование их законной деятельности. Они лежали под сукном, но теперь могут пройти из-за громкого “дела Кашина”. Совет по правам предложил конкретизировать ст. 63, где указаны обстоятельства, отягчающие преступление. Нападение на журналиста как раз и станет “отягчающим” и будет приравнено к преступлению в отношении лица, выполняющего общественный долг. “Журналисты, подсматривающие за эстрадными дивами либо пишущие заказные статьи, под действие закона не попадут”, — пояснил Федотов. За препятствия журналистской деятельности предлагается давать от шести лет (поправки в ст. 144 УК). С тем, что “особый статус” еще больше настроит против журналистов население, советник президента категорически не согласен.